НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ

В 11 веке развернулась борьба с схоластической фило­софией между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущ­ности Бога. Бог един в троице: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог­-Святой Дух. Полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.

Реализм рассматривал общее как нечто идеальное предшествующее вещи, т.е. разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выра­жал материалистическое решение этой проблемы.

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен­терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсю­да и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог - это реально существующее «общее».

Этой теории возражал философ Росцелин. Он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь, не существует. «Универсалии» - общие понятия, «звуки голоса» - номинал. Отсюда «номинализм». Это учение Росцелин применил к догмату о Троице. По его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.

Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении, которое назы­вается «концептуализм», пытлся объединить реализм с но­минализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не сущест­вует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. «Общее» реально существует только в уме (Ум - это есть концепт) концептуально, но не в виде самостоятельных идей. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме ре­ально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытав­шись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо.

Фактически Абеляр сводил существование троицы к качеству одной личности.

Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225­-1274) - видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви - томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеоло­гией католицизма, а со второй половины 19 в. оно становит­ся основой неотомизма, который является одним из мощ­ных течений в современной философской мысли.

В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Фома Аквинский, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное. Бытие - это существование единичных вещей, что и есть субстанция.

Аквинский, наряду с категориями возможность и дейст­вительность, вводит категории «материя» и «форма». Мате­рия - это возможность, а форма - действительность. Ис­пользуя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы ­Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но мате­рия пассивна, активность ей дает форма.

Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» долж­но быть доказано через доступные нашему познанию след­ствия. Он предложил свои пять доказательств существова­ния бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:

1. Все, что движется, движимо кем-то и есть перводвига­тель, коим является Бог.

2. Все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.

3. Случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью

является Бог.

4. Все, что существует имеет различные степени качества, следовательно, должно быть

высшее качество ­Бог.

5. Все в мире имеет цель, или смысл - значит существует разумное начало, которое направляет

все к цели - Бог.