СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая или христианская философия развива­лась в период с 1-15 вв. При европейском феодализме гос­подствовала христианская религия. Несмотря на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души своих прихожан. Основная часть фи­лосфов состояла из духовенства и, естественно, они в сво­их трактатах решали проблемы церкви. Философию понимали и развивали как «служанку богословия». Церковь вра­ждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. Идеи античности допускались частично, и только те, которые подкрепляли религиозные догмы.

Сближение философии и религии называется сакрали­зацией философии. Основными этапами средневековой философии были патристика (1-6 вв.) и схоластика. Разработчиками догм христианской религии являются: Василий Ве­ликий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген.

Главные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройственности; отношение веры и разума, от­кровения христиан и мудрости язычников (греков и рим­лян); понимание истории как движения к определенной ко­нечной цели и определение этой цели - «град божий»; рас­мотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и др.

Схоластика - это учебная философия, а люди ею зани­мающиеся - ученые теоретики: Бонавентура, Фома Аквин­ский, Абеляр продолжали развивать проблемы, которые разрабатывали патристики: отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайном спасении. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. Философия стала сочетаться с религией и заниматься вопросами спасе­ния души. Но схоластическая философия сводилась к отдельным понятиям, которые не были систематизированы, и в результате на этом этапе она стала нежизненной и без­думной, отсюда - нарицательное «схоластика».

Античная философия перестает быть враждебной хри­стианству, происходит переосмысление ее положений. Кос­моцентризм древнегреческой философии вытеснен идеями теоцентризма: все изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится, в конце концов, к ничтожному. Природное и социальное бытие - это результат божественного предопределения. Человек признается персоной, личностью обла­дающей разумом, свободой воли и совестью (персонализм). Носителем че­ловеческой личности является душа, созданная Богом.

В средневековой философии все интерпретируется, ис­ходя из принципа абсолютной личности Бога. Человек по­нимается как единство веры, надежды и любви.

Большинству философов Средних веков присуще дoгматическое мышление. Основной принцип их рассуждений - это формальная логика. Суммарный обзор, комментарии, цитирование - основные методы их мышления.

Во времена Средневековья возник ряд учений, которые, подорвав авторитет религиозных идей, положили начало философии Нового времени. Возникли:

  • учение об истине веры и истине знания;
  • учение о свободе воли и ее детерминированности;
  • учение о соотношении вещей и понятий о них;
  • учение об опыте как мериле истинности понятий.

Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и нового времени. Фило­софия средневековья развила ряд идей античного периода. Основная заслуга христианской философии - развитие лич­ностного начала. Главное ее достижение - новый образ че­ловека, превосходивший античные представления о челове­ческой сущности. Впервые выдвинута идея оптимизма, идея победы добра над злом, вера в воскрешение. .

Представители философской мысли Средневековья внесли вклад в развитие формальной логики, гносеологии, от­делили знание от веры, способствовали разделению идеа­лизма на объективный и субъективный, поставили задачу изучения природы.