ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО
Философия Средневековья
ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА
Эпикур(341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, глава философской школы, основанной им в 306 г. до н.э. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика.
Философия Эпикура состоит из трех разделов: учение о природе и космосе (физика), учение о познании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).
Учение Эпикура о космосе по cвоей сути - демократическое учение: бесконечно число и разнообразие развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, живут и исчезают живые существа, а также душа.
Вселенная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселенной существует множество материальных миров.
В учении о познании Эпикур говорит о том, что познание необходимо для освобождения человека от страха суеверий, религии и боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие(имеется в виду не чувственное, а духовное удовольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными).
По Эпикуру духовное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удовольствии, под ним понимается здоровье, отсутстви страданий. Эпикур утверждает окружающий мир познаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.
В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов -человек является результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни.Норма в учении Эпикура - жизнеограничение жел ний, мудрость, безмятежность.
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) - философ, влиятельный политик и проповедник католической церкви. Основатель ранней схоластики, идеи которой он изложил в своем религиозно-философском трактате «О граде Божьем» - фактически первом варианте мировой истории. В его понимании история есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет царствие Божие с римской католической церковью. Божественное царство представлено на земле священнослужителями, которых Бог наделил своей благодатью и объединил в христианскую церковь.
По Августину, церковь - единственная сила, способная помочь людям победить грех и объединить мир. Светская власть, а в их лице - императоры и короли - должны быть подчинены воле христианской церкви. Его философия проповедовала смирение с бедностью и чужой властью, веру в будущее, понимание счастья в учености и познании истины, веру в загробную жизнь как награду от Бога за праведность.
Вместе с тем Августин воспевал красоту человека, его богоподобность, силу и совершенство.
Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви, однако, высшее, неопровержимое знание достигается только познанием Бога. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Он сотворил мир, продолжает его творить в настоящем и будет творить в будущем. Августин много внимания в своей философии уделяет теме существования Бога. Одно из главных доказательств - присутствие божественного во всем, его могущество и совершенство. Творениями Бога являются вся материя, душа, пространство и время.
Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философматериалист, глава философской школы, основанной им в 306 г. до н.э. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика.
Философия Эпикура состоит из трех разделов: учение о природе и космосе (физика), учение о познании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).
Учение Эпикура о космосе по свoeй сути - демократическое учение: бесконечно число и разнообразие развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, живут и исчезают живые существа, а также душа.
Вселенная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселенной существует множество материальных миров.
В учении о познании Эпикур говорит о том, что познание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий, религии и боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие (имеется в виду не чувственное, а духовное удовольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными).
По Эпикуру духовное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удовольствии, под ним понимается здоровье, отсутстви страданий. Эпикур утверждает окружающий мир познаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.
В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек является результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земно жизни. Норма в учении Эпикура - жизнеограничение жел ний, мудрость, безмятежность.