ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО

Философия Средневековья

ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА

 

Эпикур(341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-­материалист, глава философской школы, основанной им в 306 г. до н.э. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика.

Философия Эпикура состоит из трех разделов: учение о природе и космосе (физика), учение о познании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).

Учение Эпикура о космосе по cвоей сути - демократи­ческое учение: бесконечно число и разнообразие развиваю­щихся миров, представляющих собой результат столкнове­ния и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.

В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, живут и исчезают живые су­щества, а также душа.

Вселенная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселенной существует множество материальных миров.

В учении о познании Эпикур говорит о том, что познание необходимо для освобождения человека от страха суеверий, религии и боязни смерти. Это освобождение не­обходимо для счастья и блаженства человека, сущность ко­торых составляет удовольствие(имеется в виду не чувст­венное, а духовное удовольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными).

По Эпикуру духовное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удовольствии, под ним понимается здоровье, отсутстви страданий. Эпикур утверждает окружающий мир познаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.

В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов -человек является результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни.Норма в учении Эпикура - жизнеограничение жел ний, мудрость, безмятежность.

 

 

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) - философ, влиятельный политик и проповедник католической церкви. Основатель ранней схоластики, идеи которой он изложил в своем религиозно-философском трактате «О граде Божьем» - фактически первом варианте мировой истории. В его по­нимании история есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествля­ет царствие Божие с римской католической церковью. Бо­жественное царство представлено на земле священнослужи­телями, которых Бог наделил своей благодатью и объеди­нил в христианскую церковь.

По Августину, церковь - единственная сила, способная помочь людям победить грех и объединить мир. Светская власть, а в их лице - императоры и короли - должны быть подчинены воле христианской церкви. Его философия про­поведовала смирение с бедностью и чужой властью, веру в будущее, понимание счастья в учености и познании истины, веру в загробную жизнь как награду от Бога за праведность.

Вместе с тем Августин воспевал красоту человека, его богоподобность, силу и совершенство.

Августин учит о самодостоверности человеческого соз­нания и познавательной силе любви, однако, высшее, неоп­ровержимое знание достигается только познанием Бога. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем само­стоятельно развиваются. Он сотворил мир, продолжает его творить в настоящем и будет творить в будущем. Августин много внимания в своей философии уделяет теме существо­вания Бога. Одно из главных доказательств - присутствие божественного во всем, его могущество и совершенство. Творениями Бога являются вся материя, душа, пространство и время.

Августин является родоначальником направления неоп­латонизма в христианской философии, которое господство­вало в Западной Европе вплоть до 13 в.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ­материалист, глава философской школы, основанной им в 306 г. до н.э. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика.

Философия Эпикура состоит из трех разделов: учение о природе и космосе (физика), учение о познании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).

Учение Эпикура о космосе по свoeй сути - демократи­ческое учение: бесконечно число и разнообразие развиваю­щихся миров, представляющих собой результат столкнове­ния и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.

В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, живут и исчезают живые су­щества, а также душа.

Вселенная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселенной существует множество материальных миров.

В учении о познании Эпикур говорит о том, что познание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий, религии и боязни смерти. Это освобождение не­обходимо для счастья и блаженства человека, сущность ко­торых составляет удовольствие (имеется в виду не чувст­венное, а духовное удовольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными).

По Эпикуру духовное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удовольствии, под ним понимается здоровье, отсутстви страданий. Эпикур утверждает окружающий мир познаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.

В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек является результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земно жизни. Норма в учении Эпикура - жизнеограничение жел ний, мудрость, безмятежность.