ШКОЛА СТОИКОВ
ФИЛОСОФИЯ КИНИКОВ И СТОИКОВ
Киники - философская школа древней Греции сократовского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем - Диоген Синопский. Антифен вел свои беседы в гимназии «Киносарг», проповедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив никакого философского и литературного наследия, он прославился тем, что указал современникам «самый простой путь в жизни». Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли в виде собаки - на греческом «кинос» отсюда название школы - киники. За основу своей философии они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, неприхотливость в еде и одежде. Однако эти нормы жизни киники не смогли подкрепить должным интеллектуализмом и в результате скатились к идеалам самодостаточной жизни. Признаком позднего кинизма является пренебрежение к культуре и обычаям, переходящее в цинизм.
Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характернымие черты их бытa: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, агрессивность, восхваление бедности, отсутствие патриотизма, неприятие иных мнений и философский радикализм.
Латиняне называли киников циниками и постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Приемлемым в цинизме считается попрание общественных нравственных норм. В основе такого поведения всегда обнаруживается духовная нищета.
Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиca античного полиса и была поддержана многочисленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе достойнoro места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи, панков и др.Но и в основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников.
Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников. Стоя - широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - название портика (отсюда «стоики»). Основная идея стоиков идентична идее философской школы киников - это освобождение от влияний внешнего мира. Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный человек - мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.
Стоическая философия развивалась поэтапно:
1. Ранняя стоя (3-2 вв. до н.э.) - Зенон, Клеанф и др.
2. Средняя (2~ 1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний.
3. Поздняя (1 в. до н.э..-3 в. н.э.) - Сенека, М. Аврелий.
Характерные черты стоической философии: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом, осуждение человеческих пороков. Во времена империи учение Стои превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые соединили в своей философии caмыe различные учения, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а человек - частью этой богоприроды.
Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.
Ceнека(5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, влиятельный политик, проповедовал идеи философии Стоики. Сенека утверждал философию как практическое руководство к управлению государством.
Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философ, римский император, автор философских произведений «К самому себе. Размышления», «Наедине с собой».