ШКОЛА СТОИКОВ

ФИЛОСОФИЯ КИНИКОВ И СТОИКОВ

Киники - философская школа древней Греции сокра­товского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем - Диоген Синопский. Антифен вел свои беседы в гимназии «Кино­сарг», проповедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив никакого философского и литературного наследия, он прославился тем, что указал современникам «самый простой путь в жизни». Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли в виде собаки - на греческом «кинос» отсюда название школы - киники. За основу своей философии они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самооблада­ние, неприхотливость в еде и одежде. Однако эти нормы жизни киники не смогли подкрепить должным интеллек­туализмом и в результате скатились к идеалам самодоста­точной жизни. Признаком позднего кинизма является пре­небрежение к культуре и обычаям, переходящее в цинизм.

Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характернымие черты их бытa: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, агрессивность, восхваление бедности, отсутствие патриотизма, неприятие иных мнений и философский радикализм.

Латиняне называли киников циниками и постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Приемле­мым в цинизме считается попрание общественных нравст­венных норм. В основе такого поведения всегда обнаружи­вается духовная нищета.

Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиca античного полиса и была поддержана многочис­ленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе дос­тойнoro места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи, панков и др.Но и в основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников.

Философская школа стоиков стала ответом на распро­странение идей киников. Стоя - широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - название портика (от­сюда «стоики»). Основная идея стоиков идентична идее философской школы киников - это освобождение от влия­ний внешнего мира. Но для достижения своей цели они из­брали не путь отрицания ценностей традиционной культу­ры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный че­ловек - мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.

Стоическая философия развивалась поэтапно:

1. Ранняя стоя (3-2 вв. до н.э.) - Зенон, Клеанф и др.

2. Средняя (2~ 1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний.

3. Поздняя (1 в. до н.э..-3 в. н.э.) - Сенека, М. Аврелий.

Характерные черты стоической философии: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с приро­дой и Мировым Космическим Разумом, осуждение челове­ческих пороков. Во времена империи учение Стои превра­тилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, ко­торые соединили в своей философии caмыe различные уче­ния, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а че­ловек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Ceнека(5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский фи­лософ, влиятельный политик, проповедовал идеи филосо­фии Стоики. Сенека утверждал философию как практиче­ское руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философ, римский император, автор философских произве­дений «К самому себе. Размышления», «Наедине с собой».