ЧЕЛОВЕК В УЧЕНИЯХ СОФИСТОВ И СОКРАТА
Софисты - учителя мудрости (философская школа в древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы - педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью «софизмов» - логических приемов, уловок. Софисты разделялись по группам - были старшие софисты и младшие. Их отличало:
- критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление к логике и практике в процессе познания;
- неприятие опыта прошлых цивилизаций;
- отрицание cтарыx норм, законов и привычек, не доказанных современным знанием,
- субъективизм в оценках и суждениях.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности среди граждан греческих полисов.
Первыми, кто обратился к проблеме человека, были софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывае истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив.
В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человеческого познания).
Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не признавал в рассуждениях его учителей засилье относительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего.
Сократ не оставил в наследие философских произведений, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просветительскую деятельность: ведя свои диспуты среди простого народа, он затрагивал и пытался дать ответы на злободневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день: добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.
Сократ выработал и применял метод «майевтики», благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в современном образовании. Его философия основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. Диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).
Сократ совершил коренной переворот в философии. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики он на первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.
Человека от других живых существ отличает наличие души. Душа - это способность человека осознавать, проявпять мыслительную активность, быть совестливым и моральным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телесными упражнениями, а еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить.