РАННИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Высшим идеалом для буддиста является не стремление, достигнуть личного спасения и блага, а бескорыстная любовь ко всем существам вместе.

 

 

Первые, досократовские философокие школы Древней Греции возникли в 7-5 вв. до н. э. В начинающих свое, про­цветание древнегреческих полисах.

Термин «досократики» вводится для совокупного обозначения наиболее известных философских школ: милет­ская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфес­кого, элейская школа, школа атомистов.

В начальный период развития древнегреческие филосо­фы стремились понять сущность мира, природы, космоса. Всe они пытались найти первоначало мира, объяснить, из чего все состоит. Мыслители милетской школы философии искали единый для всего источник, через который пытались объяснить все многообразие вещей и явлений природы.

Таким источником Фалес считал воду. Все возникает из воды и, умирая, превращается в воду.

Аналогичные воззрения развивали и соратники Фалеса - Анаксимен, который считал первоначалом воздух. Анаксимандр, выдвинул идею о апейроне - нечто неоп­ределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Одним из наиболее крупных учений тех лет является учение Гераклита Эфесского. По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и сновa закономерно угасающим. Эту закономерность Гераклит определил как логос.

Он считал, что все в этом мире со­стоит из противоположностей, все происходит через борь­бу, затем все изменяется, все движется. В этом вечном дви­жении все происходит из единого, и из всего единое. Мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым - значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность.

Важными этапами в развитии философии стали воззре­ния, философов эллинской школы- Парменид и Зенон.Они возглавили дальнейший этап на пути рационализации знания, перейдя от конкретных обоснований первоначала (вода, воздух) к бытию, как таковому, где бытие – основное понятие их философии.

По Пармениду- «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Философ приводит понятие неизменной субстанции - сущего, истины. Сущее же раскрывается только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождаeт только, мнение. Парменид делит мир на две первоматерии - светлый и дея­тельный огонь и темную пассивную массу. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном по­знации, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Чувственное восприятие не дает истинного знания; а лишь знакомит с внешней стороной вещи, тогда как знание ис­тиннойсущности вещи дает философское учение о бытие.

Чувственное многообразие мира иллюзорно.

Зенон доказывает иллюзорность мира через свои апо­рии. Так, в одной из них, которая назывется «дихотомия» (деление на два) доказывается, что для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти - надо пройти четверть пути, дaлее - одну восьмую, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть уже в ближайшую к ней, ибо она недосягаема и ее фактически нет и, следовательно, движение невозможно. Апории Зенона вызвали глубокий кризис в философском, мире, и выход из этого кризиса предложил Демокрит.

Демокрит утверждал, что есть атомы и пустота. Атомы различаются по форме, расположению, весу. Они движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из ато­мов, атомы неделимы и если атомы - бытие, то пустота ­небытие. Все происходит согласно необходимости, случай­ность отсутствует.

Демокрит дал теоретическое решение проблемы, по­ставленной элеатами, хотя сама проблема множественности и движения жива по сей день.