ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии. Человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин, ци, шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, корень и семя живого организма. Ци - материально-духовная энергия, ко­торая служит строительным материалом всего сущего. Шень - духовная энергия, существующая в человеке, стер­жень человеческой личности.

Помимо трех видов космической энергии, китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - ­мужская и инь- женская.

Все сущее (даже неодушевленное) делится на два про­тивоположных начала - мужское и женское: предметы (Солнце, небо, день - мужск.; Луна, земля - женск.) В осно­ве существования природы и всей окружающей действи­тельности лежит «Тай-цзи» - единство и борьба, взаимодо­полнение женской и мужской энергии.

В отличие от европейской философии китайская вос­принимает человека с рядом особенностей: жизнь начинает­ся с момента зачатия, человек продолжает свою жизнь в обществе и после смерти, духовным центром человека яв­ляется сердце, он является равной частью природы и космоса, призывает ценить земную жизнь. Очень большое внима­ние уделяется проблеме долголетия. Древнекитайская куль­тура даeт философски-мифологическое объяснение проис­хождения жизни на земле из пяти первоэлементов: земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном движении. Это создало почву для возникновения фило­софских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.

Основателем даосизма является Лао-Цзы 5 в. до н.э. В трактатах «Дао дэ цзин» он пытался объяснить основы построения и существования мира и найти путь, которым должен следовать человек и природа.

Философия даосизма имеет ряд основных идей:

- материя, из которой состоит мир, едина и не исчезает, участвуя в круговороте;

- все вещи и явления в мире взаимосвязаны;

- человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение;

- только император имеет контакт с Богом, и миссия его священна;

- достигнуть совершенства и познать истину возможно, освободившись от желаний и страстей.

 

Наибольшее распространение получила философия Конфуцианства (основоположник Конфуций, 4-5 в. до н. э.). Оно представляет собой этико-политическое учение, основ­ными принципами которого считаются взаимность (не де­лай другому того, чего не желаешь себе), человеколюбие (почитание родителей и предков), сдержанность и осторож­ность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма).

На основе этих принципов Конфуций разработал прави­ла управления государством. Этоуправление уподоблялось управлению колесницей: император правит, чиновники­ - вожжи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич, народ - лошади. Конфуций был против насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

Учение Конфуция сыграло важную роль в объединении китайского общества, а те основополагающие принципы, которые мыслитель разработал 2500 лет назад, не утеряли своей актуальности и сегодня. Трактат «Каким должен быть руководитель» яркое подтверждение этому. Руководитель должен обладать следующими качествами: подчиняться императору, управлять на основе добродетели, обладать не­обходимыми знаниями, быть патриотом, ставить высокие цели, быть благородньiм, делать добро государству и окру­жающим, предпочитать убеждение и личный пример при­нуждению, заботиться о личном благосостоянии подчинен­ных и страны в целом.

В этот же период получило распространение учение Лао-цзы о священном дао (даосизм). Все вещи имеют свой собственный путь, они рождаются и умирают на этом пути. Человек должен следовать естественным законам, отказать­ся от мудрствования, быть смиренным. Общество должно управляться путем государственного насилия. I