МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Мифологически-религиозное мировоззрение носило ду­ховно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, недостаточным развитием по­знания, зависимостью от сил природы. В этих условиях ми­ровоззрение опиралось на формы образов и символов. Но на смену им приходит Логос - разум.

Философия зародилась как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышле­ния, опираioщегося на понятия и суждения, связанныe друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его проблемами, отноше­ния человека к превосходящим силам и существам филосо­фия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потреб­ность в понимании мира и человека с позиций знания.

Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Философия - совокупность теоретиче­ских знаний, накопленных человечеством. Ценность ее в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни человека.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако проблемы мировоз­зрения она решала с позиций разума. Поэтому философия ­это теоретически сформулированное мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность взглядов и убежде­ний, оценок и норм, идеалов и установок, которые опреде­ляют отношение человека к миру и, являясь его ориентира­ми в повседневной жизни, выполняют регулятивную функ­цию. Философия является мировоззрением, т.е. совокупно­тью общих взглядов на мир и места в нем человека.

Относя философию к мировоззренческим формам чело­веческой культуры, мы подчеркиваем одну из существен­ных ее особенностей. Следовательно, мировоззрение в фи­лософии выступает в форме знания и носит систематизиро­ванный упорядоченный характер.

 

Можно выдедить три основные формы мировоззрения:

1.Мифология - фантастическое отражение в первобыт­ном сознании реальной действительности.

2.Религия - форма, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и

окружающий мир.

З.Философия - научно-теоретический вид мировоззре­ния, выполняющий задачу постижения сущности

со­циального и природного бытия, мира в целом, места и отношения человека к миру и смысла жизни.

 

Особенностью мифологии и религии является их духов­но-практический характер. Они тесно связаны с уровнем: освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, системности, опирающийся на четкие понятия и категории.

Философия прошла три основные стадии эволюции:

1) космоцентризм - философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов;

2) теоцентризм - в основе мировоз­зрения объяснение всего сущего через господство сверхъес­тественной силы - Бога;

З) антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

 

Специфика философии в ее двойственности: она имеет общие черты с научным знанием (предмет, методы), но нау­кой в чистом виде не является. Философия обогащает иные науки, не поглощает их и стоит выше отдельных наук. Главное отличие философии в том, что она является теоретическим мировоззрением, обобщающим все раннее систематизированные знания.

К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический характер. С другой стороны - это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени. Она подвержена, влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам, предмет познания, так и механизм познания, занимается из­вечными проблемами: бытие, материя, движение и др.