Сущность и структура мировоззрения.

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре

1. Сущность и структура мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.

 

***

Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia – мудрость). Впервые этот термин был употреблен древнегре­ческим философом Пифагором в V в. до н.э. Чтобы понять специфику фило­софии как особого способа духовного освоения мира, необходимо обратиться к собственно философским (метафизическим) вопросам: Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы смысл существования мира, общества, человека?

Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал И.Кант:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вме­сте с тем – оценочные моменты, связанные с выражением отношения чело­века к миру и самому себе.

Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения.

 

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соеди­нены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности миро­воззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уров­нях мировоззрения – мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень – мировосприятие).

Под первым понимается стихийно складывающаяся способность чело­века ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть ос­нована на бессознательных процессах.

Миропонимание – более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представ­ления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит об­разы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически.

Если уровни мировоззрения отражают определенную иерархию, вер­тикальную» его структуру, то компоненты – «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения – познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.

Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, цен­ности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоз­зрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.