ПОЗНАНИЕ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ.

 

1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции

2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

3. Учение об истине в философии. Истина и правда, истина и нравственность. Возможные критерии истины.

 

1.

 

Теория познания – это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знаний, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знания.

Гносеология решает вопрос о познаваемости мира. Философы разных направлений решают этот вопрос неоднозначно:

1) некоторые признают тот факт, что мир познаваем (большинство, атомисты);

2) пессимисты же считают, что у человека всегда было много сложных вопросов, которые не имеют окончательного решения и в каждую новую эпоху решаются по-своему. Появление всякий раз этих вопросов и дает основанием полагать, что мир принципиально непознаваем.

Философы, придерживающиеся второй точки зрения являются агностиками и составляют направление агностицизма (в переводе «незнание») в философии. Агностицизм как термин появился в конце Х1Х в. с подачи естествоиспытателя Гексли. До Х1Х в. агностицизм существовал в форме скептицизма, который зародился еще в Др. Греции и др. Риме (эпистемология = гносеология).

Данное направление поддерживали Кратил и Пирон. Так, Кратил считал: в мире все очень быстро изменяется и движется и мы не может правильно называть предметы, т.к. пока мы их называем они уже изменились. Он сказал, что даже однажды нельзя войти в одну реку. Суть этого течения выражает такое изречение, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». С этой позиции Кратил предлагал бездействовать философам, т.к. любые действия являются бесполезными. Пирон считал, что мир непознаваем и люди не должны принимать ответственных решений, а должны стремиться к покою, безмятежности духа на основе полного бездействия. Любое суждение о предмете можно дополнить контрсуждением, которое будет противоречить (прямо противоположным) высказанной мысли. Так, подлинный философ не должен стремиться познать сущность вещей, т.к. он может нарушить невозмутимость собственного духа, своего мышления. В период средних веков направление скептицизма не поддерживалось и возродилось как направление в XVII в. В период просвещения Кант и Д. Юм считались бы классическими агностика-ми (скептиками).

Д. Юм в своей работе «Исследование о человеческом разуме» высказал такую позицию, что существует ли внешний мир как источник наших ощущений – мы не знаем и не может доказать, разум же оперирует лишь содержанием наших ощущений, но не с тем, что вызывает ощущения. То, что мир не существует также не доказано, а человеческое восприятие мало говорит о существовании внешнего мира, равно как о его не существовании то же. Таким образом, вопрос о существовании мира не решаем. Вся информация для мышления поступает через чувства и опыт, но она исключает из опыта весь внешний мир, следовательно реальные вещи не существуют вне опыта. Юм предполагает, что возможно существует реальность, о которой мы не знаем. Ко многим убеждениям человек приходит интуитивно, путем логики и независимо от существования вещей. Однако возможно человеческого разума ограничены.

И. Кант в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Пролегомены» критикует познание, к которому можно прийти при помощи доказательств. Он поставил задачу определить условия, при которых возможно действительное познание, т.е. попытался исключить из познания метафизику. Метафизика – противоположность диалектики (официальная позиция философии СССР) либо это конструирование доказательств трансцендентных предметов. Под трансцендентными предметами понимают Бога, душе, идеи мира. Кант поставил задачу определить границы достоверного познания и сделал вывод, что некоторые виды познания возможны и соответствуют критерию научности. Метафизика же как научное познание невозможна.

Философия ХУШ в. писала о внеопытных предметах познания и пыталась обосновать их существования логическими методами. Кан в работе «Критика чистого разума» обозначил границы логического материального опыта.

Основной причиной агностицизма называют ограниченность объекта познания местом и временем; а также тем, что объект, который пытаются познать, сложен, хотя если он поддается верификации, то познание его вполне реально. Все в мире познать невозможно. В познании часто встречаются ошибки.

 

2.

 

Существует два уровня познания – познание чувственное (сенсуальное) и познание рациональное (абстрактное). Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-логическому. При этом чувственное познание является исходным, как первая ступень познавательной деятельности. Рациональное познание есть результат переработки информации, полученной на уровне (в процессе) чувственного познания.

В истории философии существовал спор между сенсуалистами и рационалистами по вопросу того, что в познании важнее – чувственное познание (данные органов чувств) или рациональное (разум).

Сенсуалисты (Бэкон, Локк, Беркли) считают, что важнее чувственное познание, т.к. все, что мы знаем, идет от органов чувств. Все знания происходят из опыта, возникли эмпирическим путем. Разум ни чего в познание не дает. Они не отрицали мышления, но считали, что оно ничего нового в процесс познания объекта не вносит, а лишь перерабатывает данные органов чувств.

Рационалисты (Спиноза, Декарт, Лейбниц) ставили на первое место рациональное познание и весьма преувеличивали роль разума в познании. Неограниченная познавательная деятельность мозга. Так, их позиция состояла в том, что чувства – это психика и они не способствуют проникновению в суть вещей. Чувства - помеха для разума, они помеха для познания.

Обе эти крайности не есть правильные позиции, т.к. обе ступени познания важны одинаково: разорвать цепь чувства – разум нельзя, т.к. без этого вообще процесса познания не будет.

Чувственное познание – исходное по отношению к рациональному. Каждый человек в индивидуальном познании повторяет историю развития. Имея рациональное познание, человек связан с внешним миром через чувственное познание.