Традиции философского изучения человека и современность.

Концепции человека:

- человек-природа (восточная философия);

- человек микрокосм (античная, китайская философия);

- человек –бог (борьба двух начал в человеке) (средневековая философия);

- человек –центральный элемент бытия (Возрождение).

 

В составе человеческого бытия с философской точки зрения три составных части:

- дух – сфера ценностей непреходящего, неутилитарного характера,

- душа- сфера интимно-личностного , сознания и подсознания,

- тело - соматическая, физико-биологическая организация человека.

Антропологизм русской философии.( В.Соловьев – человек как связующее звено между божественным и природным мирами).

Антропологизм философии новейшего времени:

- экзистенциализм («Человек –существо страдающее» -Ж.П.Сартр),

- концепция массового общества (теория «одномерного человека» Г.Маркузе);

- социальные концепции человека (Д.Миди др.);

- психоаналитические концепции (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Форм);

- этология (К.Лоренц: человек аномальное биологическое существо с гипертрофированным инстинктом агрессии).

 

Философская антропология как научная дисциплина и философская школа.

М.Шелер : область «реального» (голод, половое влечение, инстинкт власти) и «идеального» (истины, идеи, ценности) в существовании человека. Человек «открыт» миру :не имеет четкого проекта своего развития, не завершен, постоянно меняется, приобретает новые качества. Благодаря этому человек «убежал из природы», «дезертировал из природы».

Х.Плеснер: цельность человека, непостижимость тайны его бытия. В процессе бытия человек постоянно выходит за пределы своего бытия, нарушает его своими эксцентричными поступками и в результате этого изменяет свои характеристики и свое отношение к себе самому.

А.Гелен: человек –биологически недостаточное существо, не способен жить по природным трафаретам. Его недостаточность выражается в его недисциплинированности, в его ущербности по сравнению с другими животными. Он –« халтура природы». Орудия труда имеют компенсаторское значение.

Э.Кассирер: Билогические концепции культуры .Подражание –компенсаторское значение для человека. Символическая организация жизнедеятельности человека. Символы – заменители инстинктов.

Дж.Мид: социологизаторская концепция, человек как результат взаимодействия со средой. Социальный контроль превращается в самоконтроль.

Э.Ротхакер: культурно-философская антропология; отличия человека- способность к творчеству, формированию культуры. Концепция «жизненных стилей».

 

Дифференциация антропологии в современной философии: социальны. Социокультурная, культурная, религиозная, социобиологическая идр.

В.Барулин: философская антропология как учение о человеке, рассматриваемом в качестве первоначала и первосущности мироздания в целом и его взаимосвязях с предельно широкими предпосылками человеческого существования: природой, Космосом, Богом.