Верификация.
Современные концепции развития науки:
- концепция «критического рационализма» (К.Поппер) :принцип фальсификации (истинным является знание, не опровергнутое опытом); принципиальная опровержимость любой научной теории («если теория неопровержима, значит, она не научна»). Научная теория – на самом деле, гипотеза. История науки- сменяющие друг друга теории.
- «парадигмальная концепция» (Т.Кун): развитие науки как смена парадигм (парадигма –«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»). Период «нормальной науки» (период решения научных задач –«головоломок») сменяется периодом рождения новых парадигм, не опровергающих, а вытесняющих старые парадигмы («дисциплинарные матрицы»).
- Концепция «исследовательских программ» (И.Лакатос): развитие науки как непрерывный процесс конкуренции «исследовательских программ, обусловленный нормативными правилами исследования , кторые включают «позитивную» и «негативную эвристику» (каких путей в исследовании надо придерживаться или избегать). Основными структурными элементами программы являются «жесткое ядро» (условно неопровержимые фундаментальные допущения) и (защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, защищающие ядро). Победу в борьбе конкурирующих программ одерживает та из них, которая имеет в данный момент и в данных условиях большую эвристическую ценность.
- «концепция анархистской эпистемологии» (П.Фейерабенд):процедура пролиферации (бесконтрольное выдвижение множества различных идей и теорий, конкурирующих друг с другом и имеющих разные основания). Развитие науки предстает как иррациональный процесс.
- Концепция «научного реализма» (Патнэм): развитие науки –процесс постепенного приближения к истине.
- «Историческая концепция» (Тулмин) : процесс развития науки как процесс создания определенных норм, стандартов рациональности и понимания, представляющих своеобразные «матрицы понимания», которые эволюционируют в целях лучшего понимания. «Концептуальные популяции» взаимодействуют друг с другом и со средой. Выживают те, которые представляют наибольшую ценность с точки зрения проблемы улучшения понимания.
Специфические особенности научного знания:
- развитость понятийного аппарата, использование категорий;
- рациональность;
- интерсубъективность (научное знание коллективно) и объективация (использование знаковых систем);
- наличие специфических форм и методов.
Уровни , формы и методы научного познания:
Уровни научного познания | |||
Эмпирический | Теоретический | ||
Формы научного познания | |||
Научный факт | Проблема | ||
Эмпирический закон | Гипотеза | ||
Теория | |||
Методы научного познания | |||
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, описание | Универсальные Анализ и синтез, дедукция, аналогия (моделирование), абстрагирование, идеализация | Формализация, математизация, гипотетико-индуктивный метод | |
Научная картина мира- целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.
Специальная и общенаучная картина мира.
В основе научной картины мира –физическая картина.
- До XVI века - натурфилософская картина,
- XVI- XVII в.- механистическая картина,
- XIXв.- термодинамическая картина,
- Начало XX в.- картина на основе релятивистской и квантово-механической концепций,
- Конец XXв. - кибернитическая картина + биологическая картина ( генетика и экология).
Лекция 12.
Философия человека .
Человек в обществе и в мире культуры.
Тема о человеке – центральная философская тема.
«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека» // Эмпедокл.
«Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос- последняя цель всей человеческой мысли»// С.Франк.
«Человек –мера всех вещей» //Протагор
Проблематика философской антропологии: « Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек?» («антропологические вопросы»И.Канта )