Структура сознания.

Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д.

Исходя из этого в структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре ее составляющих.

Во-первых, сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом, материальном теле, которые он получает с помощью различных видов ощущений, восприятий, а также, репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается с точки зрения полезности и целесообразности результата деятельности человека.

Во-вторых, в структуре сознания можно выделитьмыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей, и знания, полученные с ее помощью, опосредованно. Этго дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания полученные путем разного рода рассуждений, формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценки, но уже с точки зрения соответствия иди несоответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждения), а также, соответствия или несоответствия правилам логики и грамматики.

В-третьих, в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально-волевая сфера сознания не связана непосредственно с внешним миром. Она включает личные переживания, эмоции, чувства и настроения. Роль эмоций состоит в том, что они служат своеобразным инструментом, с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах.

В-четвертых, составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы и ценности, а также, способности к их формированию и применению. Без ценностно-смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность.

Сознание связано с мозгом, структура сознания проецируется на структуру мозга: так, левое полушарие «отвечает» за рациональность, абстрактность мышления, речь, а правое – за конкретность, образность, экспрессивность.

Говоря о структуре сознания, нельзя обойти вопрос о самосознании. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать , что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному «Я», оценивать самого себя, способствует тому, чтобы у человека выработался критический подход к самому себе как личности.