Принцип цикличности

Задание

Задание

Принцип ритмичности

Всякий естественный процесс существует как ритм, поскольку поддерживается ритмическими процессами-причинами. Эти процессы-причины тоже поддерживаются ритмическими процессами-причинами. А эти — другими ритмическими процессами. И так повсюду. Ритм — фундаментальный принцип изменчивости.

Природа ритмична во всем: ритмы дыхания; сна и бодрствования; становления государств (начало, расцвет, упадок); становления цивилизаций (толпа становится народом, народ становится толпой); отношения к религии и церкви; отношения к идеалам; динамики политических режимов в странах; активности научной и общественной жизни и другого1.

Попытайтесь исследовать в своем окружении ритмические процессы.

• Найдите три-четыре ритмических процесса, связанные с Вашей деятельностью. Будет лучше, если Вы станете искать их среди неочевидных явлений. Ритм смены дня и ночи — это не Ваша заслуга.

• Определите какие-нибудь свойства ритмов процессов в этих примерах.

• Определите по две-три причины процессов. Причины могут быть сотворены как Вашими «руками», так и «руками» другой природы.

• Рассмотрите причины как процессы и для каждого из них отыщите ритм.

Удалось ли получить картинку небольшого «сада» своей жизни как некоторую связку ритмов?

Не оставляйте попыток, пока картины ритмов не получится. Природа человеческой деятельности также состоит из ритмов, как и любая другая. Это, скорее всего, даже более правильная точка зрения, чем просто полезная.

Американский политолог А. Шлезингер установил, например, что настроение американцев дважды изменяется каждые 12 лет от желания совершить подвиги ради своей страны до безразличия к ней ради личных интересов. «Люди устают и от подвигов» - так объяснил А. Шлезингер это явление.

«Ясно, что как во всем физическом мире речь идет о волнообразных и колебательных движениях в форме ритма, так же как и в мире коллективных образований эволюция осуществляется путем волнообразного движения. В самом деле всякое общество переходит от застоя к деятельности и, наоборот, от деятельности к застою, от приниженного состояния к возвышению и, наоборот, от возвышения к падению. Посмотрите историю всех народов и .вы убедитесь, что это так. Во всяком вообще коллективе происходит смена консервативного направления более либеральным и. наоборот, либерального направления консервативным, увлечение новшеством сменяется возвратом к старине, к обычаю, да и всякое новшество при долговременном его существовании переходит в обычай, в старину».

Опираясь на понятия о видах линейной изменчивости (зеркальная и инверсная изменчивость), можно сказать, что ритмичность в процессах происходит благодаря чередованию зеркальной и инверсной изменчивости. Совместное проявление этих видов изменчивости образует необыкновенную картину ритмов природы. Понимание ее может существенно расширить горизонт диалектического мышления. Поэтому, попытаемся подробнее рассмотреть явление ритмов.

Полезно выделить в этой связи две особенности естественных процессов и их отражения в нашем сознании '

• смещение ритмов видимой части этих процессов и части невидимой, которая возникает, когда человек пытается оценить уместность состояний этих процессов;

• периодичность событий естественных процессов.

Г 1) Каждому естественному процессу можно сопоставить процесс, в котором отражается уместность или неуместность его состоянии с точки зрения гармонии, причем ритм этого процесса смещен относительного самого процесса.

Для прояснения этого тезиса обратимся к «Книге перемен», выразительную мощность которой пока трудно чем-либо заменить. Мы уже обсуждали способ представления состояний естественного процесса в ней с помощью гексаграмм. Кроме того, при обсуждении принципа дополнительности мы использовали такие понятия как «уместность», «неуместность», «гармоничность». Соединим эти представления следующим образом.

Сопоставим гексаграмму любого состояния с гексаграммой «гармоничности» и по результатам этого сопоставления выстроим новую гексаграмму, в которой «уместность» (У) будет там, где сравниваемые позиции совпадают, и «неуместность» (Н) там, где не совпадают. Полученная гексаграмма отражает состояние некоторого нового процесса, в котором представлена картина изменения уместности (можно сказать — гармоничности) исследуемого процесса. Будем называть этот процесс «дополнительным» к некоторому наблюдаемому. Если эту процедуру применить ко всем гексаграммам «Книги перемен», то можно получить развернутую последовательность всех состояний, которые образуют этот «дополнительный» процесс.

Внимательно исследуя эти процессы можно заметить, что каждый из них представляет собой совокупность ритмических чередований позиций («Ян» и «Инь»), выражающих признаки состояний, и их некоторых связок. То есть, оба процесса представляют собой ритмы. Сравнивая ритмы двух процессов можно увидеть, что ритмы смещены один относительно другого.

Это странное обстоятельство вновь вводит в наши представления «Зазеркалье», как бы иной, невидимый, но существующий мир, в котором «все не так».

• Когда, так сказать, в «реальном» мире люди смеются, тогда другом мире — плачут. Может ли кто-нибудь сказать, что так не бывает?

Когда в «реальном» мире идет строительство, тогда в другом — разрушение.

• Когда в одном мире ливни, то в другом — засуха.

• Когда здесь день, то в другом мире — ночь.

Такова действительность, в которой мы живем: в ней одновременно существуют только разные ритмы, но и разные миры. Ритмичность в природе позволяет. Чествовать всему живому на нашей планете. Каждое живое существо следует ему ритму развития, сообразуясь с ритмами природы такими как: смена времен года, приливы и отливы, чередование дня и ночи, с ритмами других живых организмов, с ритмами вселенной.

Представление о «дополнительных» процессах придает наблюдаемой действительности полноту. Размышляющий читатель поймет подлинное значение этой особенности ритмов естественных процессов.

2 Любой естественный процесс существует как периодическая последовательность ритмов.

Ритм - это закономерное чередование состояний. Последовательное чередование обоих видов изменчивости создает периоды. Это очень важная особенность естественных процессов. Благодаря периодичности мыслящему человеку открывается возможность прогнозировать состояния процессов. Именно периодичность делает возможным обнаруживать тенденции развития, предсказывать события. Распознать грядущее можно, если увидеть периодичность изменений.

«Сегодняшний герой завтра делается кумиром толпы, но послезавтра та же толпа делается к нему равнодушной, а иногда, при столкновении политических направлений, даже враждебной. Сколько народных кумиров в истории прошло через период народного энтузиазма и обаяния, проявляемых при одном их имени, и кончало народным равнодушием, забвением и даже полным пренебрежением и осуждением. Такой была судьба Ганнибала, Юлия Цезаря, Наполеона 1... Колебания общественного настроения происходят то более быстро, то более медленно в зависимости от периода общественной жизни. В революционные периоды смена настроения происходит с калейдоскопической быстротой. Недовольство одним политическим режимом приводит к перевороту, условия нового режима обычно удовлетворяют народ ненадолго и уже вскоре поднимаются голоса недовольных, которые привлекают к себе все большее и большее число адептов, подготовляя тем самым переворот в обратную сторону.»1

Всякий исследователь может удостовериться в действительности этой особенности изменчивости по собственной жизни, наблюдая за тем, как в ней подъемы регулярно (!) чередуются со спадами, успехи с неудачами, как который период внутреннего развития продолжается периодом внешних изменений и оборот, как молчание и покой сменяют активность...

Вспомните наиболее важные решения, которые Вы принимали (или не принимали, что тоже решения) последних пяти - десяти лет. Попытайтесь увидеть плоды этих решений для того, чтобы убедиться в существовании объективной закономерности: всякое изменение периодично и однажды начавшись, должно завершиться, совершив «свой» период перемен.

Полезно разместить эти события на некоторой шкале времени и увидеть периоды проявления ваших решений. При этом попытайтесь проследить разнообразные формы проявлений решений, отыскивая известные уже Вам закономерности.

Выведите какую-нибудь закономерность в этих наблюдениях.

Здесь должно получиться примерно то, о чем произнес еще до начала христианской эры проповедник Екклесиаст:

«Всему свое время и время всякой вещи под небом.

Время рождаться и время умирать.

Время насаждать и время вырывать посаженное.

Время убивать и время врачевать.

Время разрушать и время строит. , Время плакать и время смеяться.

Время сетовать и время плясать.

Время разбрасывать камни и время собирать камни.

Время обнимать и время уклоняться от объятий.

Время искать и время терять.

Время сберегать и время бросать.

Время раздирать и время сшивать.

Диалектически ориентированное мышление, опирающееся на эти закономерности изменчивости, ждет и спокойно там, где другое мышление следует за событиями. Оно «знает» что если началась волна (период), то она должна завершиться. Это обстоятельство имеет чрезвычайно важные последствия для человеческих поступков и понимания реальных процессов: любой начавшийся процесс должен совершить «волну» изменений, период, прелюде чем прекратиться.

Этот закон природы является одним из фундаментальных положений всех философий и религий мира. Наиболее ярко он выражен в восточных учениях как закон кармы. «Согласно Карма Йоге», раз совершенное действие не может быть уничтожено, пока оно не принесет своего плодам

Вспомним еще раз слова Екклесиаста:

«Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

Все реки текут к морю, но оно не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться; нет ничего нового под солнцем»1

Речь идет здесь о циклах, как об еще одной диалектической закономерности изменчивости. Строго говоря: изменения естественных процессов цикличны.

Поверхностный взгляд на «самоочевидные»2 явления чаще всего говорит об обратном: ничто в природе не повторяется, разнообразие мира бесконечно, «дважды в одну и ту же реку не войти»... Это так и не так. Рассуждая о цикличности, следует ясно представлять себе то, ЧТО именно обладает этим признаком в естественных процессах.

Ни одна весна не похожа на другую — да, но порядок «удлинения» дня и «укорачивания» ночи один и тот же. И так каждый год. Жизнь ни одного члена семьи не похожа на жизнь другого — да, но вся семья проходит по одному и тому же кругу — кругу «замещения поколения поколением». Ярко, неповторимо изменяется внешняя, видимая часть процессов, но внутренняя часть при этом изменяется по другому. Наблюдая за внешними признаками процессов не всегда можно увидеть динамику внутренних свойств.

В этой связи уместно вспомнить С. Есенина «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Так, будучи где-нибудь в лесу, человек замечает прежде всего разнообразие растительности. Оно для него информативнее всего другого. За этим разнообразием трудно заметить изменчивость ландшафта в целом Оно менее информативно и потому

незаметно. Для того, чтобы увидеть как изменяется форма поверхности земли в лесу надо бы взглянуть на лес с высоты «птичьего полета». Однако, изменение поверхности земли ясно наблюдается где-нибудь в степи, где нет избытка разнообразия деталей.

В математике, изучающей случайные процессы и поля, существует понятие «математическое ожидание», которое, по сути, выражает характер общей изменчивости некоторого случайного процесса (рис). Уместно по ассоциации с этим понятием различать для себя внутреннюю и внешнюю часть некоторого наблюдаемого процесса. Тогда внешняя изменчивость — это случайность, а внутренняя («математическое ожидание») — это закономерность.

«Он видел: вода реки текла и текла; она текла безостановочно и все же всегда была тут, оставалась неизменной, хотя каждое мгновение была новой.

Ничего не было, ничего не будет: все есть, все — реальность, все настоящее»

При внимательном наблюдении за некоторой внутренней частью всех реальных процессов и в течение достаточного времени циклы обнаруживаются. Именно цикличность изменений приводит к ситуациям, о которых говорят, повторяя Екклесиаста «Возвращение на круги своя». Строго говоря, возвращение происходит при двойной инверсии. Два «отрицания» (то есть две инверсии) способны привести изменчивость к ее исходному состоянию, то есть замкнуть цепочку изменений в цикл. Общее правило — для образования цикла перемен должно состояться кратное двум число инверсий.

Цикличность перемен следует рассматривать не в строгом математическом смысле как замкнутую последовательность состояний. Ни одно состояние не повторяется. Все же "дважды в одну и ту же реку не войти" — всякий раз входящий попадает в новую реку. Циклична динамика перемен состояний. Повторяются периоды перемен, то есть всякий очередной период или группа периодов изменений разворачиваются точно так же, как предыдущие.

Согласно древнейшему представлению, все естественное в природе подчиняется одному и тому же порядку перемен: вначале творчество, за ним — исполнение, после — возбуждение, потом — погружение, затем — пребывание, следом — утончение, далее — сцепление, наконец — разрешение. И снова — творчество...* Но в новом периоде изменение совершается уже над новым, измененным объектом. Понимание этого обстоятельства может позволить выявлять тенденции в развитии организаций и прогнозировать изменения качества многих компонентов.5