Закономерности линейной изменчивости

Раздел 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Выводы

1. Основные заблуждения обыденной логики мышления состоят в том, что действительность представляется ему чаще всего в крайних своих проявлениях; что обыденная мысль выделяет в действительности что-либо одно в ущерб другому; что обыденное мышление «разделяет» действительность, но редко когда «соединяет» ее; что обыденное мышление чаще всего заботится о логике как о.правилах умозаключений, но не о логике как о правилах отражения объективного мира.

2. Развитие мышления состоит в освоении диалектического подхода к действительности, который предполагает освоение закономерностей естественных процессов; отражение в сознании изменчивости и свойств изменчивости естественных процессов; признание полярных различий в естественном как в целом и поиск их единства; представление о том, что изменчивость естественного мира есть свидетельство его развития.

3. Диалектическое мышление основывается на том представлении о действительности, что оно существует в противоположных свойствах (полярностях), которые не противостоят друг другу, а дополняют друг друга в целом, превращаются друг в друга, образуя нескончаемое разнообразие свойств, состояний и тенденций всех естественных процессов. Главный признак диалектической логики — отражать противоположности равноистинными.

4. Мышление, основанное на диалектическом фундаменте, ориентировано на поиск гармонии. Гармония в естественном мире существует как некоторое соотношение противоположностей.

5. Диалектическое мышление отражает свойство естественного мира не достигать крайних состояний, не достигать пределов изменчивости. Принять эту идею и руководствоваться ею в обыденном мышлении значит избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям.

6. Диалектическое мышление стремится «дополнить» наблюдаемые явления до целого. Это дополнение заключается в поиске объективных противоположностей действительного мира и в поиске условий существования полярностей как условий уместности или неуместности событий. Мышление в жажде целостной картины мира «дополнением» такого рода расширяет наше представление о мире: события и явления Открываются ему в «окружении» причин событий и явлений и их объективных противоположностей.

7. В мышлении целое отражается там, где восстанавливается единство изменчивости и неизменности; где восстанавливается иерархическая структура; где дискретное и непрерывное образуют единое. Причем «большое» целое образуется через целые «единицы» посредством общих компонентов.

8. Диалектическое мышление отражает периодичность в динамике любых перемен и связанность всего со всем. При этом каждое состояние естественного процесса воспринимается им как причина последующих и следствие предшествующих состояний. При множественности причин явлений в естественной изменчивости всегда есть некоторая основная причина: найти доминирующую причину изменений значит понять происходящее и будущее; суметь управлять текущим состоянием; избежать печальных последствий неудач и успехов в деятельности.

9. «Жизнь, каковой она предстает перед нами, является функцией асимметрии Вселенной и следствий этого факта». Асимметрия как диалектическое свойство действительности лежит в основании таких человеческих заблуждений как «то, что мы видим, так оно и есть в действительности»; «то, что мы делаем, так оно и есть»; «в природе все уравновешено». Понимание принципа асимметрии вместе с другими диалектическими принципами восстанавливает понимание действительности и действительной роли человека на планете.

Принцип зеркальной изменчивости Принцип инверсной изменчивости Принцип ритмичности

Принцип цикличности

Принцип вариантности развития