В естественных процессах

Дополнительность» как проявление полярности

 

В примерах, раскрывающих принцип полярности, показано, что всякий естественный процесс как целое существует и развивается в совокупности полярных свойств. Это означает, что каждое из полярных свойств является дополнением другого полярного свойства до целого.

Так, дополнением для творчества является исполнение. Дополнением для высокого является низкое. Дополнением для силы является мудрость и так далее. Следуя этому правилу и стремясь понять некоторый объект или процесс как диалектическое целое, необходимое каждое явление дополнять противоположным явлением. Это правило неявно уже использовалось нами, но теперь полезно еще раз испытать его как принцип дополнительности, существующий и действующий в природе.

В табл. 1 в качестве примеров приведены дополняющие друг друга пары факторов, определяющих среду менеджмента и маркетинга на предприятиях. Факторы приведены с краткой характеристикой контекста, в котором они имеют значение

 

 

Таблица 1 Пары свойств менеджмента и маркетинга на предприятиях

 

Контекст проявления свойств менеджмента и маркетинга   Пары факторов        
Доминирующие целевые установки персонала   Цели организации превыше всего (унитарный принцип организационной политики)   Личные цели превыше всего (плюралистический принцип)    
Приоритеты в распределение прибыли Материальное стимулирование персонала -   Поддержка деятельности (производства)    
Принцип: управления   «Ударный» - собрать людёй   Тяговый - поддерживать и    
Способ работы менеджеров с персоналом   Индивидуально   В группе  
Доминирующий характер поведения персонала при конфликтах   Избегание   Сотрудничество  
Характер подхода к решению конфликтов   Соглашательство   Принуждение  
Доминирующий тип результатов конфликта   Деструктивный   Конструктивный  
Доминирующий тип поведения в группах   Атака   Защита  
Стиль мышления при принятии решений об изменениях   Адаптационный   Инновационный  
Доминирующая точка зрения на способ решения проблем   Количественная   Качественная  
Доминирующая точка зрения на тип проблемных ситуаций   Жесткий (шахматная игра)   Мягкий (с большим числом переменных)  
Характер осуществляемых изменений в фирме   Ограниченные   Неограниченные  
Доминирующий тип методов осуществления1 изменений   Моделирование (жестко)   Воздействие на системы ценностей  
Ориентация на сегмент потребителя   На один сегмент   На много сегментов  
Размер «портфеля товаров»   Малый (один товар)   Большой (много товаров)  
Тип маркетинговой стратегии цен для существующих товаров   Лидирование в цене   Следование за ценой  
Тип средств осуществления продвижения товаров   Личные средства   Безличные средства  
               

 

Следуя диалектическому подходу к пониманию среды в организациях, эти пары можно рассматривать только как дополняющие друг друга до целого, но их нельзя рассматривать как «хорошие» или «плохие».

И все же почти каждому из нас понятно, что в конкретных условиях лучше было бы осуществить какой-то один подход к менеджменту или из правой колонки таблицы, или из левой. В этом ожидании «лучшего» мы подходим к проявлению второй грани принципа дополнительности. Далее мы обсудим ее, но сначала полезно выполнить небольшое задание, которое может показать похожим на то, чем мы занимались при освоении принципа полярности. Разумеется это такое упражнение, но не тоже самое.