Проблема познания в философии. Объект и субъект познания
Тема 11. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
План:
1. Проблема познания в философии. Объект и субъект познания
2. Структура познавательного процесса: чувственное, рациональное, иррациональное в познании
3. Учение об истине.
Все люди от природы стремятся к знанию. Знания даны человеку в его сознании. Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.
Большинство философов и ученых считают, что мир познаваем. Однако существует агностицизм - учение, отрицающее познание закономерностей мира и постижения объективной истины. В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в этом, либо останавливаются на отрицательном результате.
В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение мира в сознании человека в виде образов, которые соответствуют миру.
В диалектико-материалистической философии познание понимается как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения реальности. Он осуществляется человеком как общественным существом в ходе социально-исторической практики.
Познание не сводится лишь к отражению, оно предполагает воображение, фантазию, интуицию.
Раздел философии, изучающий проблемы познания, называется гносеологией. Гносеология неразрывно связана с онтологией, диалектикой, логикой и методологией. Она также широко использует данные наук о человеке, т.к. познание происходит в определенном социокультурном контексте.
Гносеология дает ученому общие закономерности познавательного процесса, его формы и уровня и т.п.
Характерной особенностью современного познания является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
Познание - процесс исторически изменяющийся и развивающийся; оно не сводится к одной форме, например, науке. На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, дающее элементарные, разрозненные сведения о природе, людях, всей жизни.
В процессе игрового познания человек приобретает много знаний,
впитывает в себя богатство культуры: деловые игры, спортивные игры, игровые модели, игровой сценарий.
Важную роль в начальном этапе истории играло мифологическое познание; оно фиксировало и передавало опыт поколений. Особенностью религиозного познания является соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.
Кроме того, к вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание. Современное общество должно использовать достижения разума и иррационального, изучать их особенности и возможности.
Познание предполагает сложное взаимодействие объекта и субъекта познания. Объект познания - это фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект познания - это человек, познающий мир, и на этой основе его преобразующий.
Каждая наука изучает какой-то срез объекта в конкретном аспекте научного поиска, это называется предметом познания. В качестве предмета познания может выступать внешний мир, внутренний мир человека, общество, знания. Если раньше объектом классической науки были простые объекты, то теперь - сложные системы, человекоразмерные системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, биотехнологии, виртуальная реальность.
В качестве субъекта познания выступают:
* отдельный индивид,
* научное сообщество,
* все человечество.
Субъект и объект познания детерминированы социально-исторической практикой и потребностями общества. Практика в познавательном процессе выполняет ряд функций:
* является источником познания,
* выступает основой познания,
* является целью познания,
* выступает критерием истины.
В процессе познания определяющая роль принадлежит субъекту познания. Субъект активен, он выдвигает проблему, создает гипотезы, генерирует познавательные структуры - все это предполагает творчество, работу продуктивного мышления. В современном познании граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной, поскольку субъект не отделен от внешнего мира, а находится внутри его. При построении теории невозможно отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы. Социальные процессы не только познаются, но и создаются людьми. В социальном познании субъект имеет дело с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, человек оказывается вместе с тем и его объектом.
2. Структура познавательного процесса: