Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

 

Сознательное как человеческая форма психического отражения действительности представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся в закономерных связях. Если рассматривать сознание с точки зрения познания, то в нём в первую очередь выделяются моменты осознания вещей, глубина проникновения в них и степень ясности понимания. Элементами сознания здесь следует назватьощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения.

Определённое отношение к содержанию того, что осознаётся, выражается впереживаниях, чувствах, эмоциях, аффектах, настроениях.

Сознание на ограничивается познавательными процессами, направленностью на предмет, вниманием, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.

Все философы признают в структуре сознания время. Это время не тождественно физическому: оно связано с надеждами, чаяниями и целями конкретного субъекта, оно обусловливает отношение человека к прошлому, настоящему, будущему. В основе всех психических процессов лежит память, позволяющая запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Сознание предполагает выделение человеком самого себя, умение анализировать свой внутренний мир, переживания, чувства, самочувствие, осознание себя принадлежащим к той или иной культуре и социальной группе. Это называется самосознанием - Я. Самосознание тесно связано с рефлексией, размышлением личности о самой себе, когда оно вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Рефлексия - это не просто осознание того, что есть в сознании человека, но одновременно и переделка самого себя, выход за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

В акте самоcознания сознание проясняет своё содержание и структуру.

Сознание не сводится только к знанию, в нём есть состояния психики, которые формируются вне контроля самосознательного Я. Психическая жизнь, которая совершается без участия сознания, психические процессы, состояния, протекающие вне контроля разума, называются бессознательным. Различают два вида неосознанных действий:

· действия, никогда не осознававшиеся,

· ранее осознававшиеся действия.

Так, например, многие наши действия, формируясь вначале под нашим контролем, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Человек, охваченный страстью или погруженный в некое эмоциональное состояние, не может одновременно ясно и отчетливо мыслить. Он может сделать это лишь потом, когда эмоциональное переживание уйдет в прошлое.

Однако определенная часть бессознательно не вступает в светлое поле сознания. Концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности сформировал Г. Лейбниц. Он считал, что в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе. Австрийский психиатр З. Фрейд показал, что бессознательное выступает причиной сознания и сознательных действий. Внутренний мир человека - это поле постоянной борьбы сознательного против бессознательного. Он считает, что есть объективные факторы, детерминирующие сознание, но они не представлены в опыте сознания. Бессознательное «Оно» подчинено принципу наслаждения. Кроме него, в структуре личности присутствует «Я», т.е. сознательное и «Сверх-Я» - общественные нормы и установки. То, что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», "вытесняется" из сознания, загоняется в бессознательное и становится причиной психических болезней. З. Фрейд считает, бессознательное - причина и основа духовного рабства. Врач-психотерапевт обязан помочь больному осознать бессознательное и избавить человека от его власти. Фрейд требовал постоянной работы по превращению «Оно» в «Я».

Ученик З.Фрейда К.Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представляющем собой властвование объективных первородных состояний психики, которые он назвал архетипами. Архетипы - это врожденные психические структуры, программы поведения, установки, залегающие в глубинах психической жизни всего человеческого рода.

Архетипы представляют собой как положительный опыт жизни человеческого рода, так и враждебные установки. В силу этого бессознательное не является исключительно агрессивным. Сознательное и бессознательное тесно связаны между собой и должны находить гармонию взаимоотношений на основе религии. Архетипы проясняют основания и сущность менталитета, ценностных структур социальнокультурной объективации общественного сознания

Литература:

 

Философия сознания// Философия. – Мн. РИВШ, 2005. С. 125 – 155

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

 

Углубляющее чтение:

 

Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.-СПб.,1996.

Философские идеи нашего времени //Философия:Учебник\Под ред.Губина В.Д.-М.,2004

Эрш Ж. Філасофскае здумленне. -Мн.,1996.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.