Тема 9. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

План:

1. Проблема сознания в философии. Анталогія свядомасці. Генезис сознания: отражение и культура.

2.Генезис сознания: отражение (информационное взаимодействие) и культура.

3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

 

1. Проблема сознания в философии. Анталогія свядомасці.

Генезис сознания: отражение и культура.

 

Проблема сознания - одна из самых трудных. Сознание не существует как отдельный предмет или процесс, и его невозможно познать как природное явление методами естествознания. Сознание - это идеальная реальность, его нельзя изолировать от его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует. Философы говорят, что сознание несубстанциально.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, какими даны вещи в сознании. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. В наше время философы и ученые пытаются ответить на вопросы как формируется образ предмета на основе отдельных актов сознания, как воздействуют образы на мир и самого человека и т.п.

Каждая эпоха вырабатывала свои представления о сознании, а эти представления формировали образ мира, понимание политики, морали. Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Сознание направлено на внешний мир. Сознание - это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте. Христианство вводит впервые в структуру сознания время. Сознание есть знание необратимости времени. В христианстве сознание приобретает этический смысл.

В Новое время на решение проблемы сознания решающее значение оказало мировоззрение антропоцентризма. Отказ от идеи Бога привел к тому, что человек абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и детерминирует. Сознание есть некий сосуд, в котором содержатся идеи и образ до того, как оно включится в общение с миром. Если в античности сознание понималось как результат воздействия внешнего мира на внутренний, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит мир, т.е. предметный мир зависит от структур сознания. Сознание стало средством доказательства существования реального природно-предметного мира. Оно было отождествлено с интеллектуальной деятельностью, с мышлением.

В сознании всегда есть некие состояния, которые делают возможным как познание и знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояния сознания неустранимы из его содержания, они для нас тайна. Сливаясь с содержанем сознания,они формируют предмет современной философии—субъективность.В западной философии сознания такие состояния определяются либо как трансцендентальные феномены \Гуссерль\,либо как докогитальные,дорефлексивные основы \Сартр,Мерло-Понти\ В научноориентированной философии говорят о механизмах отражения,основополагающих для работы сознания.

Итак, сознание - это особое духовное состояние человека, в котором ему одновременно доступен внешний мир и он сам, такое состояние, в котором мгновенно приводится в связь, в соотнесение то, что человек увидел, с тем, что он помыслил. Это сложное системное образование разнообразных идеальных процессов,необходимый способ организации и выражения отношений человека к миру и к самому себе.

 

 

2.Генезис сознания: отражение ( информационное взаимодействие) и культура.

Если Р. Декарт и И. Кант объявили сознание первичной реальностью, не детерминированной никакими факторами, то К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами. Сознание есть осознанное бытие. К. Маркс считает, что вне и до реальной человеческой жизнедеятельности сознание не формируется и оно не является исходным ­ теоретико-познавательным отношением человека к миру. Маркс вслед за материалистами-просветителями утверждает, что сознание есть идеальное отражение действительности в голове человека. Развитие форм отражения является генетической предпосылкой сознания. Кроме этого, важное значение имеет развитие и совершенствование мозга и формирование языка.

Обычно утверждают о наличии трёх уровней отражения: в неживой природе,в живой природе и о социальном отражении или собственно сознании человека и общества.Каждому уровню присущи свои формы: структурные изменения взаимодействующих явлений,раздражимость и чувствительность реагирующих на изменение окружающей среды организмов,Психика как идеальная регуляция сложнорефлекторного поведения животных.В результате формируются органы отражения-ЦНС и головной мозг. Мозг воспринимает воздействия внешней среды и формирует ее идеальный образ. Однако наличие мозга не дает сознания. Сознание может развиваться только в условиях культуры,в социальной форме отражения. Оно пробуждается в общении, взаимодействии с людьми - носителями культуры и разума. Здесь важнейшая роль принадлежит языку. Язык является материальным носителем сознания, способом его выражения, сохранения и передачи другим людям. Процесс объективации содержания сознания совершается не только в вербальном языке, но и в языке символов, предметов культуры и т.д. Кроме того, язык является средством понимания мира. Он выражает наше видение мира.

Важное значение для формирования сознания индивида имеет социальная среда. Индивидуальность сознания обязательно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В этом смысле можно утверждать, что сознание есть продукт истории, результат самых различных форм человеческих коммуникаций; оно формируется и развивается в процессе всевозможных форм деятельности.

Взгляд сознания на мир - это взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности.