Вопросы самоконтроля для творческого осмысления темы №7.

Литература

Темы рефератов и докладов

План семинарского занятия

Материалы к семинарскому занятию по теме 7.

 

Семинарские занятия имеют следующие задачи:

1. Ознакомиться с особенностями отечественной философско-социальной мысли.

2. Уметь определять философский тезаурус, философское содержание в памятниках и современных явлениях культуры.

3. Знать историческую обусловленность и идейное содержание основных периодов развития отечественной философской мысли.

 

 

1. Истоки и специфика русской философии.

2. Философия русской идеи 19-20 вв.

3. Основные периоды в развитии философской мысли Беларуси.

4. Философские поиски оснований белорусского самосознания.

5. Перспективы отечественной философии.

 

1. Национальные философии и общемировой философский процесс.

2. Своеобразие русской философской мысли.

3. Полифония русской философии в 19 – 20 веках.

4. Философия русского космизма.

5. Философская доктрина всеединства.

6. Своеобразие философской мысли на Беларуси.

8. Гуманистические идеи в философской мысли на Беларуси.

9. Философские поиски оснований самосознания Беларуси в 19-20 веках.

10. Феномен советской философии.

11. Философия постсоветской России и Беларуси.

 

 

1. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага светапогляду. -Мн.: Навука і тэхніка. 1993.

2. Бердяев Н.А. Русская идея // ВФ, 1990. № 1-2.

3. Гісторыя філасофіі. Гродна, 1997. Раздз. 3.

4. Громов М.Н. Типология русской философии // История философии. Учеб. пособие. –М., 2001. С. 10-43.

5. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 г.). -Мн.: «Наука и техника». 1973.

6. Калмыков В.Н. Основы философии. -Мн.: Высш. шк., 2000. С. 55-62.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.- М., 2005. С. 152-169.

8. Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Мн., 2004.

9. Майхрович А.С. Поиски истинного бытия и человека. -Мн.: «Наука и техника». 1992.

10. Миненков Г.Я., Демидов А.Б. Философия и национальное самосознание// Философия. Мн.,РИВШ, 2004. С. 275- 307.

11.Мыслітелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995.

Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. -Мн. 1987.

12. Философия: Учебник / Отв. ред. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. С. 106-124.

13. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. -М. ТОН, 1997. С. 104-132.

14. Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Разд. 10.

 

Углубляющее чтение:

Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Мн., 2004.

Майхрович А.С. Поиски истинного бытия и человека. -Мн.: «Наука и техника». 1992.

Миненков Г.Я., Демидов А.Б. Философия и национальное самосознание// Философия. Мн.,РИВШ, 2004. С. 275- 307.

Мыслітелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

 

Контрольные задания и вопросы

 

Тестовая форма самоконтроля

Решите правильно следующие задания:

 

1. Когда появляется оригинальная русская философия?

а) В древней Руси

б) В эпоху феодализма

в) В 19 веке

г) В 20 веке

 

2. Какие культурно-исторические феномены определяли генезис отечественной философской мысли?

а) Крещение Руси

б) Языческие мифологемы дохристианской культуры

в) Достижения естествознания

г) Греческо- византийская книжная мудрость

д) Художественно-символическое миропонимание

е) Немецкая классическая философия

 

3. Какие характерные черты русской философии?

а) научная рациональность

б) подражание европейскому мышлению

в) антропоцентризм

г) неклассическая религиозность

д) соборность

е) антииндивидуализм

ж) художественные формы философствования

з) истина-правда

 

4. Какие основные направления и школы составляют корпус русской философии?

а) схоластика

б) космизм

в) историософия

г) философия «нового религиозного сознания»

д) эмпиризм

е) философия всеединства

ж) экзистенциализм

з) этический персонализм

 

5. Какие учения русских мыслителей имели мировое значение?

а) евразийство

б) учение общинного социализма

в) космизм

г) философия всеединства

д) экзистенциализм

ж) славянофильство

 

6. Какие характерные черты философской мысли на Беларуси?

а) рационализм

б) идеализм

в) культуроцентризм

г) ассимилиция

д) смыслообразность

е) религиозность

 

7. Назовите основные периоды в развитии философской мысли на Беларуси?

а) античный период

б) период Киевской Руси

в) период возрождения и реформации

г) советский период

д) просветительский период

е) народнический период

ж) революционный период

 

8. Какие идейные комплексы характерны для философской мысли на Беларуси?

а) космоцентризм

б) гуманизм

в) почвеничество

г) схоластика

д) эклектика

е) герменевтика

ж) философия национальной идеи

з) философия науки

и) марксизм

 

 

9. Определите характерные проблемы философского мышления Беларуси 19-20 веков?

а) онтологические

б) социально-политические

в) антропологические

г) этические

д) эстетические

е) национально-культурные

ж) гносеологические

 

 

 

 

1. Как Вы считаете, какие последствия для национальной философской мысли имеет ассимиляция духовного опыта других культур? Аргументируйте Ваше мнение.

2. Многие учения в русской философии (и религиозные, и светские, и научные, и социально-политические) часто схожи. Как бы Вы объяснили эту особенность мысли?

3. Славянофилы и западники считаются идейными противниками. Так ли это?

4. Вспомните, какие учения немецкой классики оказали влияние на состояние русской философии в 19 веке?

5. В чём суть проблемы богочеловечества?

6. Каковы особенности возрождения и реформации на Беларуси?

7. Выясните философское содержание межконфессиональной полемики в начале 17 века в ВКЛ. Можно считать её началом герменевтической традиции философствования на Беларуси?

8. Чем можно объяснить почти полувековой сдвиг белорусского Просвещения относительно европейского?