Философия А.Шопенгауэра,С.Киркегора,Ф.Ницше.
Неклассическая философия XIX-XX вв.
Развитие философии с середины Х1Х века во многом обусловлено кризисом классического мышления в целом, классической научной рациональности. Даже марксистская философия, хотя и содержит в себе новое деятельное мышление, разделяет классическую научность философии.
. Неклассичность философии выражается в следующих 3-х принципах:
* Критическая позиция к основным ценностям классики и формам их воплощения. Так, наибольшей значимостью в классике пользуется идея прогресса человечества и человека, основанная на науке и технике. Неклассическая философия подвергает анализу эту основу, считая ее главной причиной кризиса культуры и цивилизации. Реалии ХХ века явились основой целого направления - антистиентизма. Научный разум уступает свое исключительное место различным способам постижения бытия, в том числе и нерациональным. Неклассическая философия даже научный разум осмысливает неклассически (позитивизм).
* Классическое философское мышление, а именно его цели и формы, связано суниверсальными общими знаниями и такими же универсальными методами (к примеру - панлогизм Гегеля ).Знания о мире соответствуют в этом случае самим вещам и предметам. Устанавливается ведущий принцип классики - принцип тождества мышления и бытия. Неклассическая философия выражает противоположное классическому универсализму - неповторимость, множественность действительности и опосредованная связь знаний и вещей. Неклассическая философия ищет другие методы познания, вместо универсальной рациональности ведет поиск других, неуниверсальных рациональностей.
* В неклассической философии в творчестве А. Шопенгауера, С. Киркегора, и особенно Ф. Ницше появляются образцы нового мышления, происходит пересмотр, переоценка ценности человека как универсального, трансцендентального субъекта и формы духа. Внимание переносится на единичного, переживающего свою уникальность индивида. Анализ сущности человека заменяется анализом его существования. Такое видение человека лежит в основе антропологического поворота, современного антропоцентрического мышления. Неопределенность, множественность, синергетизм образуют новые идеалы рациональности. Даже иррациональные философии стремятся к выражению полноты бытия человека.
Такие отношения классики и неклассики вызвали к жизни смену самих стилей мышления, актуализировали проблему языка. Возникло множество направлений: позитивизм, экзистенциализм, персонализм и другие, что обострило диалог и понимание в самой философии. (Та же проблема свойственна всей современной культуре). Рядом с неклассической философией существуют идейные движения неокантианства, неогегельянства, неомарксизма, неотомизма и другие. При всей своей критичности современная неклассическая философия имеет связи с модерновой классикой, с совокупностью онтологий, гносеологий, что составляют единую философскую традицию.
Сделаем основные выводы:
1. Неклассическая философия XIX-XX вв критически относится к ценностям классической философии, выражающей кризис культуры в формах научной рациональности.
2. Неклассическую философию характеризует обращение к нерациональным, неопределенным, нелинейным процессам бытия и существования человека и общества.
Иррациональная философия в корпусе постклассики вызывает особый интерес. Иррационалисты прямо выступили против классики и пытались радикально пересмотреть проблему смысла бытия человека в мире и культуре, обратив внимание на нерациональные онтологические, гносеологические и аксиологические основания. По мнению А.Шопенгауэра, мир есть как мировая воля, абсолют бытия, создающая человека и мир есть как представление мира человеку, человеческая картина мира. Мировая воля едина, слепа, неразумна и свободна. Мир как представление – это объектно-субъектный, пространственно-временной, множественный и причинно-зависимый, несвободный мир. Особое место в нем занимает человек. Он обладает сознанием, интеллектом, волей к жизни. Но познавая, умножая свои потребности и приспосабливаясь к миру, он подчинен мировой воле, которая обессмысливает существование человека, превращая его любые стремления в кучу беспрерывного объекта и нужды. Постоянные усилия делают жизнь человека сплошным разочарованием и страданием. Только гениям и святым можно победить стремления и желания, став чистым познающим субъектом, субъектом метафизического созерцания. Обычного же человека ожидает скука безнадежного прозябания. Деятельные и научные успехи, жизненные блага не являются оптимистическими, положительными величинами. Трагична и пессимистична участь человека.
С. Киркегор, датский философ, считал классическую рациональную философию системно-спекулятивной, а, значит, бесчеловечной. Поэтому он предложил не только изменение содержания философии с безличной на экзистенциальную, но изменил философскую стилистику с абстрактно-рациональной на иронично-рефлексивную. Экзистенция и ирония и представляют основополагающие неклассические философемы С. Киркегора. . Экзистенция /от латинского слова existere –существовать/ выражает уникальную индивидуальность человека и способ сознательного выбора страстно обращенной на себя жизни. Очевидно, что абстрактное мышление, не включающее переживающего свой неповторимый опыт индивида, здесь непригодно. Истина находится в субъективности переживания, а не в абстрактной всеобщности научных безликих систем. Экзистенция означает также действительную, существовательную диалектику индивида, отличную от гегелевской невозможностью снятия противоречий и невозможностью объяснения качественного прыжка – мгновения - экзистенциального разрыва в причинно необходимом мире. Это диалектика не снимает противоречий человека и мира, а напротив, устанавливает напрягающий, трепещущий, смертельно отчаянный, открывающий подлинную свободу и автономию личности способ существования человека в мире. Такой последней точкой или стадией экзистенциальной диалектики является вера, религиозная стадия. Быть самому, быть с богом означает прервать время, быть единичным Абсолютом, быть мгновением, повтор которого и есть вечность. Киркегор утверждает и другие выборы или стадии экзистенциальной диалектики: эстетическую и этическую. Эстетический человек-Дон Жуан- выбирает наслаждение, ориентирован на внешнее. Этический человек-Дон Кихот- общее моральное требование воплощает через себя. Очевидно, что наиболее адекватным выбором выступает религиозная вера с ее нерациональными экзистенциалами: страхом, отчаянием, виной и др.
Ирония- форма экзистенциальной рефлексии, вовлекающая человека в углубленное самопостижение, «двойная рефлексивная коммуникация».В отличие от научной рациональности, могущей быть только объективно-системным знанием, ирония передает личностное отношение к себе и к другому. Научное знание принуждает действия и мышление человека, ирония же требует персональной ответственности, свободы собственого отношения к предмету иронии. Одновременно ирония дает возможность рефлексивно дистанцироваться от непосредственных переживаний собственного существования, употреблять риторику и другие литературные приемы для выражения в общем-то невыразимого экзистенциального самопостижения. Ирония у Киркегора не только формативна /форма отличной от классики стилистики/,но и содержательна для его экзистенциального учения.
Ф.Ницше,немецкий философ 2-ой половины 19 в.,основатель философии жизни, выразивший в ней кризисный характер его эпохи и критик философской классики как одной из основ и причин кризиса культуры и общества в целом. Предметом философии Ницше выступает поиск действительной,живительной природы человека европейско-христианской культуры и адекватных форм ее выражения.Поэтому Ницше не создает традиционной доктрины, он скорее, создает провоцирующий участие, интерпретацию каждым читателем его текстов стиль. Его философия – обращение “ко всем и к каждому.”Это один из ярких примеров непонимания, искажения и фальсификации в истории философии.
Основной философемой Ницше является “Воля к власти.”Все в мире только проявляет ее. Культура и философия разума, напротив, только заглушают волю. Критика и переоценка всех рациональных ценностей позволит преодалеть “ложь тысячелетий”, преодалеть упадок и нигилизм,вернуться к жизни как истоку мира и человека. Жизнь – это становление,поток,преодаление,страсть и танец,а не теоретический разум,холодно отстраняющий человека от своей сути. А начало безжизненности надо искать у Сократа и Платона.Христианство только утверждает невитальность, “болезнь”человека.Жизнь – усилие,воля к жизни. Человек,по-сути, еще не возник,не стал в условиях абстрактной культуры носителем жизни – сверхчеловеком. Существующие люди повсеместно обезличены, полны зависти злобы. Масса придумала себе массовую –“рабскую”- мораль и религию: христианство и социализм. Они “слишком человеческие”, масса “убила Бога,Бог умер”, Отсюда и переоценка всех ценностей,позволяющая человеку осущестлять идеал сверхчеловека, выявить волю к власти. Ницше предложил и средство становления человека – вечное возвращение, снимающее любые иллюзии о будущем о прогрессе, воли к своему волению, утверждающее возможность становления, полноту жизни, избыток бытия.
Литература:
Калмыков В.Н. Основы философии.-Мн.,2000.С.63-73.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М,1997
Эрш Ж.Філасофскае здзіўленне.-Мн.,1996.
Алексеева А.А. Рациональность и сознание. -М., 1991.
Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление. -Мн., РиВШ Бгу, 2000. С. 13-48.
Губин В.Д. Бытие сознания.\Губин В.Д.Философия ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ курс учеб.пособие.-М.2003.с.111-128.
Философия: Учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл. 4.
Углубляющее чтение:
Губин В.Д. Введение. Философия до и после смерти Бога / Философия: актуальные проблемы.- М., 2005. С. 6-34.
Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4 Ч. 3,4,8.
Эрш Ж. Філасофскае здумленне.-Мн.,1996.С.306 -336.
ЯскевичЯ.С. Становление неклассической философии //Философия: Учеб.пособие /Под общ. ред.Я.С.Яскевич.-Мн.: РИВШ, 2004
Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.
Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.
Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.
Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.
Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.
Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.
Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.
Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.
Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
План:
1. Философия позитивизма и её исторические формы.
2. Философия экзистенциализма
3. Философская герменевтика
4. Религиозная философия
5. Философия постмодернизма
1. Философия позитивизма и её исторические формы.
Позитивизм– одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность, последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость, пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.
Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук. Было осуществлено их размежевание с религией и философией. Хотя позитивисты абсолютизируют научное знание, недооценивая другие формы общественного сознания.
В духовной истории человечества Конт выделяет три стадии: религиозную, метафизическую и позитивную. На первой - осознание мира (сущего) доступно в форме мифов, легенд. Логически обоснованное знание ещё не выработано. Это ещё детство человечества, когда в мышлении отсутствует критическое начало, а реальное знание подавлено фантазией и представлением. На второй стадии люди пытаются объяснить наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и причин. Вводятся такие понятия, как кантовская «вещь в себе» или гегелевский «абсолютный дух». Ставятся вопросы о происхождении и цели жизни. Является признанным мнение о возможности достичь абсолютного знания. Однако их рассуждения уже строятся на строгой логике. Настоящая мудрость, по мнению Конта, достигается на третьей стадии - это зрелая стадия человеческого интеллекта.
Уже в начале своего существования позитивизм выступил с претензией на разработку философии науки, пытался дать своё понимание как науки, так и философии. С его точки зрения задача науки не объяснение, а описание явлений, т.к. нет никакой другой реальности, кроме той, что дана нам через чувства (непосредственно). Наука должна ограничиться ответом на вопрос «как?», и не заниматься метафизическими (в понимании Аристотеля) проблемами. Философия с точки зрения позитивистов не является наукой о бытии. Первый позитивизм считал, что философия вырабатывает общенаучные методы познания, выявляет связь между науками, систематизирует и классифицирует знания, т.е. она должна делать то же, что и любая отдельная наука, но в применении ко всему знанию вообще. Поэтому наука с успехом может быть сама себе философией. Позитивизм формирует установку-тренд-умонастроение в культуре ХХ века - явления мира даны человеку через их научное выражение. В позитивизме появилась новая ориентация на углубленное исследование особенностей конкретно-научного познания. Он выразил установку «технологизированного» сознания на конкретно-научное знание, способное принести быстрый успех, а не на размышление над ним.
Вторая историческая форма позитивизма -эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.
Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики. Трудности, с которыми они встретились:
* сам принцип верификации является метафизическим, но избавиться от метафизики им не удалось;
* не удалось получить абсолютный критерий осмысленности высказываний.
Принцип верификации не отвечал реальному построению научного знания.
Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.