Вопросы самоконтроля для творческого осмысления темы.

Литература

План семинарского занятия

Материалы к семинарскому занятию по теме 4.

 

Изучение данной темы предполагает решение следующих задач:

1. Освоить основное категориальное содержание указанных философских учений.

2. Понять фундаментальные особенности классического типа философии.

3. Уметь определять неклассический стиль философствования.

4. Выявить социокультурные условия и логику становления постклассической европейской философии.

 

 

 

1. Значение критической философии И.Канта, ее основное содержание.

2. Панлогизм философии Гегеля.

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

4. Формирование, основные идеи и исторические судьбы марксистской философии.

5. Становление иррациональной неклассической философии.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Априоризм и агностицизм Канта.

2. Ригористическая этика Канта.

3. Философия романтизма: критика Просвещения, ирония, субъективный антропологизм.

4. Система абсолютного идеализма Гегеля.

5. Материалистическая диалектика марксистской философии.

6. Идея интерсубъективности в антропологизме Фейербаха.

7. Онтологизм и трансцендентализм как основания классического типа философии.

8. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

9. Экзистенциальная диалектика С. Киркегора.

10.Философия жизни Ф.Ницше.

11.Кризис рационализма и переход к постклассической форме рациональности.

 

 

1. Гісторыя філасофіі. Гродна, 1997. С.397-546.

2. Философия. Ростов н/Дону, 1996. С.73-91

3. Калмыков В.Н. Основы философии. Мн., 2000. С.50-72.

4. Философия. Мн., РИВШ, 2004. С.126-184.

5.Философия. М., Гардарики, 2004. С.265-306, 324-341.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997. т. 4.гл.3,4,5.

7.Хрестоматия по философии. Ростов н/Дону, 1999. Разд. 6,7,8.

 

Улубляющее чтение:

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М,1997

Эрш Ж.Філасофскае здзіўленне.-Мн.,1996.

Алексеева А.А. Рациональность и сознание. -М., 1991.

Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление. -Мн., РиВШ Бгу, 2000. С. 13-48.

Губин В.Д. Бытие сознания.\Губин В.Д.Философия ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ курс учеб.пособие.-М.2003.с.111-128.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

Философия: Учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл. 4.

 

Контрольные задания и вопросы

 

Тестовая форма самоконтроля

 

1. Расположите в историческом порядке этапы развития классической философской традиции:

а) философия нового времени б) античная философия

в) философия эпохи Возрождения г) немецкая классическая философия

д) философия Просвещения е) средневековая философия

 

2. Какой подход характерен для И.Канта в теории познания?

а) абсолютизм б) догматизм в) скептицизм г) критицизм

 

3. Какие проблемы исследовал И.Кант?

а) космогонические б) этические в) социальные

г) гносеологические

 

4. Какие из перечисленных категорий относятся к философии И.Канта:

а) прирожденные идеи б) категорический императив в) субстанция

г) априорные формы д) вещь в себе ж) мировой дух

 

5. Философская система Гегеля является:

а) монистической б) дуалистической в) метафизической

г) диалектической д) материалистической ж) идеалистической

 

6. Какие из перечисленных категорий относятся к философии Гегеля:

а) триада б) вещь в себе в) абсолютная идея г) антиномия

д) отрицание ж) сомнение з) объективный дух

 

7. Какие законы разработал Гегель:

а) законы материи б) законы общества в) законы диалектики

 

8. Какую философскую позицию Гегеля критикует Л.Фейербах:

а) диалектическую б) метафизическую в) идеалистическую

г) антропологическую д) дуалистическую ж) рационалистическую

з) сенсуалистическую

 

9. Как рассматривает Фейербах сущность человека?

а) социальная сущность б) природная сущность в) духовная сущность

 

10. Укажите основные идеи марксистской философии?

а) обоснование пантеизма б) идея материальной практики

в) идея познавательной активности человека

г) идея единства материализма и диалектики

д) идея трансцендентального единства апперцепций

ж) идея абсолютного духа

 

11. Выделите характерную черту философии К.Маркса:

а) субстанционализм б) социоцентризм в) рационализм

г) пантеизм

 

12. Какие черты характены послеклассическому философствованию?

а) полное тождество познания и бытия

б) критика созерцательности классики

в) признание философской полирациональности

г) лингвистический и антропологический повороты

д) борьба материализма и идеализма

 

13. Выделите особенности неклассического иррационализма:

а) приоритет воли над разумом

б) язык – средство выражения сознания

в) приоритет существования над сущностью

г) абсолютная истина

 

14. Выберите философемы, свойственные философскому иррационализму:

а) воля к власти б) вечное возвращение в) диалектическая логика

г) экзистенция д) метод вживания ж) ирония з) жизненный порыв

 

 

1. Подумайте и скажите, какие есть духовные связи идеологии Просвещения и немецкой философской классики?

2. Гегель утверждал, что учение Канта об ограниченности разума есть «…подушка для спящего ума». Прав ли Гегель? Ответ постарайтесь аргументировать.

3. Какие общие черты немецкой классической философии Вы бы назвали?

4. Обычно критический и докритический периоды творчества Канта разделяют. А можно ли их объединить?

5. Соотнесите значимость двух самых удивительных вещей в мире: звездного неба и морального закона?

6. Где бы Вы определили место философского ума в классической философии?

7.Не могли бы Вы определить понятия «трансцендентное» и «трансцендентальное»?

8. Назовите источник антиномий чистого разума?

9. Как связаны между собой философский метод и система Гегеля?

10. Как Вы думаете, за какие «грехи» нужно критиковать философскую позицию панлогизма?

11. Как Вы понимаете гегелевский принцип

триады?

12. В чем Вы видите отличие формальной и диалектической логики?

13.В антропологическом материализме Фейербаха есть как положительные, так и отрицательные аспекты. В чем они заключаются?

14.В постсоветской философской культуре марксизм оказался не востребован. Как Вы думаете, почему?

15. Марксизм возник «не в стороне от столбовой дороги цивилизации». А может, в стороне?

16. Часто позицию Маркса называют экономическим материализмом. Так ли это?

17. Почему при оценке марксизма нужно учитывать его исторические судьбы?

18. Ф. Ницше является одним из самых цитируемых философов в 20 веке. Как Вы думаете, с чем связана такая популярность?

19. Какие особенности неклассической рациональности Вы смогли бы определить?