Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Развитие философии в XVII-XVIII вв. определяется большой ролью научных открытий и применением науки в производстве, в экономичеких и общественных отношениях. В это время происходит смена научных идеалов. Целое тысячелетие научное исследование имело идеалом аристотелевский вариант: ученый - это мудрец, которому открывается истина. Новый идеал науки связан с успехами механико-математического естествознания (И.Кеплер, Г. Галилей). Ученый - в первую очередь экспериментатор, от него зависит научная истина. Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление. Натурфилософский гилозоизм Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, в которой устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. К концу XVII в. европейская наука окончательно приобрела вид экспериментально-математического естествознания, а механика стала образцом рационального объяснения универсума, включая общество и человека. Складывается классический идеал научной рациональности, основанный на чистом, объективном, необходимом и всестороннем научном познании. Это в свою очередь определило проблему статуса, ценности научных знаний и ценностей природы как объекта научного познания и преобразования. Философия должна быть наукоцентрической, должна стать на рельсы науки.

Наиболее актуальными стали гносеологические вопросы. Как возможно объективно-истинное научное познание? Какие методы более адекватны для него? В философском обосновании методов истинного научного познания возникают два направления - эмпиризм и рационализм.

Основатель эмпиризма - английский ученый Ф. Бэкон. От науки он требует решения задач, важных для человечества. Старое, традиционное познание критикуется, создается новый метод - «Новый Органон». Старые методы изучения негодны, так как там господствуют идолы- «рода, пещеры рынка и театра». Это различные суеверия и предрассудки, связанные с природой самого человека и его отношениями. Новый метод, свободный от идолов, это метод индукции, связанный с опытом и чувственным познанием. Правильная научная позиция - это позиция пчелы, а не паука или муравья. Разум в познании нужен для вывода истины из опыта.

Эмпирическая традиция научного познания развивалась в творчестве Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, французских просветителей XVIII века. Достоянием эмпиризма стала разработка опытного познания, материалистическое и субъективно-идеалистическое объяснение возможностей чувственных способностей и форм знаний.

Основы рационалистической традиции новоевропейской классики заложены французским философом Р. Декартом. Декарт стремился найти черты достоверности знаний в них самих. Примером таких знаний является математика. Математические доказательства показывают предельно простые и ясные, непосредственные аксиомы - очевидные истины. Пример математики нужно сделать универсальным. Отсюда 4 правила метода: очевидности, анализа, синтеза, контроля. В учение о методе Декарт вводит методическое сомнение, находя очевидность знания в самом мышлении. «Я мыслю, значит, существую». Содержание имеющихся знаний - это прирожденные идеи, которые заложены в нас Богом. Значит, Бог есть гарант объективности и достоверности знаний.

Декарт считает, что любые вещи имеют основой две независимые субстанции - мыслительную и протяженную, душу и тело. Природа тел описывается концепцией механизма. Душа и тело человека - это также механизм.

Рационализм получил продолжение у выдающихся мыслителей XVII в Б.Спинозы и Г.Лейбница.

Сделаем основные выводы:

1. Философия XVII в. - наукоцентрическая. Познающий субъект, мыслящий, деятельный человек - исходный принцип философии.

2. Эмпиризм обосновывает достоверность знаний индуктивным методом чувственного познания в материалистической и субъективно-идеалистической трактовках.

3. Рационализм приводит онтологические субстанциональные обоснования истинных знаний и основательность дедуктивного метода для рационального теоретического познания.

4. Эмпиризм и рационализм закладывают основы новой классической философии.

5. В новоевропейской философии делаются попытки перенести методы теоретического природоведения на общество. Складывается метафизически-механистическая картина мира.