Основные черты философии эпохи Возрождения

Тема 3. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕМЫ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО

Постарайтесь в качестве самоконтроля дать соответствующие оценки или интерпретации ответов на вопросы.

1. Философия возникает “ законно” , по необходимости или по какой-то тайне, мистично?

2. Можно ли утверждать о внутренней , имманентной логике развития философии?

3. Что такое “архе”?

4. Что в понятиях “ мокша” , “дао”, “нирвана”, “карма” философского?

5. Чем, по Пармениду и Платону отличаются Докса и Эпистема, знания и мнения?

6. Как объяснить принцип детерменизма у Демокрита?

7. В чем секрет Сократического метода?

8. Почему знание идей-сущностей может быть через припоминания?

9. Почему Аристотель утверждал 4 вида причин, а не одну?

10. Можно ли принцип эманации Плотина распространять на познание?

11. Философия- “служанка”богословия?

12. В чем суть спора об универсалиях в схоластике?

13. Как изменялось соотношение веры и разума в философии средневековья?

14. Христа называют философом. Вы согласны с этим?

15. Почему развитие науки связывают с поздним номинализмом?

16. В чем секрет философской славы Ф.Аквинского?

 

План:

1. Основные черты философии эпохи Возрождения

2. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

3. Философия Просвещения

 

 

Философская мысль эпохи Возрождения определяется спецификой её культуры, становлением цивилизации нового общества и упадком цивилизации традиционного общества. Такое положение дает право считать философию Возрождения специфически самостоятельным периодом в развитии философии, так и присоединить философию Возрождения или к Средневековью, или к Новому времени. Главное же, что характеризует её - это антропоцентрический сдвиг. Процессы секуляризации (светскости) в обществе затронули и духовную жизнь. Начиная с Алигьери и Петрарки развивается гуманистическая философия.

Обращение к человеку определяется кризисом корпорационно-сословной культуры. Обоснование ценностей индивида и индивидуальности, самотворчества человека - это содержание гуманистической философии эпохи Возрождения. Человек, считает М. Фичино, подобный в творчестве Богу. Он реализует свои способности в технике, политике, искусстве. На первом плане - искусство человека, его красота. Пропагандируется тип культурного индивида. Укрепляется приоритет личных достоинств над сословными. Гуманистический идеал человека имел как положительные, так и отрицательные черты, потому что отрицал любые абсолюты, а значит, и самого человека. Одна из основных черт философии Возрождения - это восстановление, ренессанс античной философии, особенно Платона и неоплатоников. На этой основе образовалось пантеистическое направление в философии. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник представляют натурфилософию эпохи Возрождения.Бог, по Н. Кузанскому,содержитв себе все противоречивости - и единого и многого, и максимума и минимума. В любой вещи заключается весь космос. Креацианизм здесь заменяется натурфилософским учением о несозданности и бесконечности мира. Природа бесконечно движется. Из бесконечности и неизменчивости мира следует и бесконечность его познания. Дж. Бруно отвергает теорию двух истин, считает действительной только одну истину - научную.

Сделаем основные выводы.

1. Философия эпохи Возрождения характеризуется гуманистической направленностью – антропоцентризмом и натурфилософией как пантеистической традицией.

2. В духовной жизни этого периода происходят два наиболее значимых мировоззренческих сдвига, выражаемые в философии:

· формируется самоценность индивида;

· разрушается старая иерархическая картина мироздания, на её место встает безграничность однокачественного мира. На место Космоса идет научно постижимый Универсум.