Основные черты философии эпохи Возрождения
Тема 3. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕМЫ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО
Постарайтесь в качестве самоконтроля дать соответствующие оценки или интерпретации ответов на вопросы.
1. Философия возникает “ законно” , по необходимости или по какой-то тайне, мистично?
2. Можно ли утверждать о внутренней , имманентной логике развития философии?
3. Что такое “архе”?
4. Что в понятиях “ мокша” , “дао”, “нирвана”, “карма” философского?
5. Чем, по Пармениду и Платону отличаются Докса и Эпистема, знания и мнения?
6. Как объяснить принцип детерменизма у Демокрита?
7. В чем секрет Сократического метода?
8. Почему знание идей-сущностей может быть через припоминания?
9. Почему Аристотель утверждал 4 вида причин, а не одну?
10. Можно ли принцип эманации Плотина распространять на познание?
11. Философия- “служанка”богословия?
12. В чем суть спора об универсалиях в схоластике?
13. Как изменялось соотношение веры и разума в философии средневековья?
14. Христа называют философом. Вы согласны с этим?
15. Почему развитие науки связывают с поздним номинализмом?
16. В чем секрет философской славы Ф.Аквинского?
План:
1. Основные черты философии эпохи Возрождения
2. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
3. Философия Просвещения
Философская мысль эпохи Возрождения определяется спецификой её культуры, становлением цивилизации нового общества и упадком цивилизации традиционного общества. Такое положение дает право считать философию Возрождения специфически самостоятельным периодом в развитии философии, так и присоединить философию Возрождения или к Средневековью, или к Новому времени. Главное же, что характеризует её - это антропоцентрический сдвиг. Процессы секуляризации (светскости) в обществе затронули и духовную жизнь. Начиная с Алигьери и Петрарки развивается гуманистическая философия.
Обращение к человеку определяется кризисом корпорационно-сословной культуры. Обоснование ценностей индивида и индивидуальности, самотворчества человека - это содержание гуманистической философии эпохи Возрождения. Человек, считает М. Фичино, подобный в творчестве Богу. Он реализует свои способности в технике, политике, искусстве. На первом плане - искусство человека, его красота. Пропагандируется тип культурного индивида. Укрепляется приоритет личных достоинств над сословными. Гуманистический идеал человека имел как положительные, так и отрицательные черты, потому что отрицал любые абсолюты, а значит, и самого человека. Одна из основных черт философии Возрождения - это восстановление, ренессанс античной философии, особенно Платона и неоплатоников. На этой основе образовалось пантеистическое направление в философии. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник представляют натурфилософию эпохи Возрождения.Бог, по Н. Кузанскому,содержитв себе все противоречивости - и единого и многого, и максимума и минимума. В любой вещи заключается весь космос. Креацианизм здесь заменяется натурфилософским учением о несозданности и бесконечности мира. Природа бесконечно движется. Из бесконечности и неизменчивости мира следует и бесконечность его познания. Дж. Бруно отвергает теорию двух истин, считает действительной только одну истину - научную.
Сделаем основные выводы.
1. Философия эпохи Возрождения характеризуется гуманистической направленностью – антропоцентризмом и натурфилософией как пантеистической традицией.
2. В духовной жизни этого периода происходят два наиболее значимых мировоззренческих сдвига, выражаемые в философии:
· формируется самоценность индивида;
· разрушается старая иерархическая картина мироздания, на её место встает безграничность однокачественного мира. На место Космоса идет научно постижимый Универсум.