III. Практикум по преодолению стрессов
_______________________________________________________
1. Стратегии и навыки преодоления стрессовой ситуации
Цель: ознакомить участников со стратегиями поиска к оказанию социальной поддержки, расширить представления о навыках преодоления стрессовых ситуаций.
1. Ведущий дает краткий обзор информации, полученной на предыдущем занятии, организует обсуждение предпоследнего задания занятия №1. Ведущий предлагает каждому участнику высказаться на тему "Чем бы я мог помочь подростку в преодолении проблем, которые когда-то испытывал я", высказывания участников записываются на доске.
2. Ведущий знакомит участников с понятием "социальная поддержка".
В помощь ведущему Социальная поддержка — это информация, которая приводит человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем. Она помогает индивиду ощутить себя членом социальной сети, с которой он имеет взаимные обязательства. Принято выделять четыре типа социальной поддержки: • эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему; • инструментальная или материальная — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами; • обратная связь или поддержка в форме оценки — оценка исполнения после разрешения проблем. Социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает его положительное действие путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням. |
Наша жизнь во многом зависит от того, насколько эффективно мы можем находить, принимать и оказывать социальную поддержку. Поэтому для каждого из нас очень важно иметь социально-поддерживающую сеть (поддержку семьи, друзей, других близких людей), уметь создавать и использовать такие сети. Основная поддерживающая сеть для подростка — семья. Очень важно своевременно и правильно отреагировать на проблемы подростка. |
3. Ведущий обращает внимание участников на написанные на доске высказывания и предлагает распределить их по четырем типам социальной поддержки и ответить на вопросы:
• Какая поддержка необходима мне в стрессовой ситуации чаще всего?
• Какая поддержка, по-вашему, необходима подростку?
• Кто может оказать поддержку?
• Какую поддержку могут оказать взрослые, друзья, ты сам?
4. Анкета "Стресс"
Цель: исследование собственного состояния и причин, которые могут привести в состояние стресса.
Каждому участнику тренинга предлагается анонимно заполнить анкету "Стресс".
Инструкция: Отметьте каждый вопрос в соответствующей для вас колонке, затем сделайте вычисления, как указано внизу.
За последние несколько месяцев как часто вы:
Вопрос | Ответ | |||
Часто | Иногда | Редко | Никогда | |
1. Теряли аппетит? | ||||
2. Постоянно что-нибудь едите? | ||||
3. Обкусывали ногти или постукивали пальцами или ногами? | ||||
4. Чувствовали тошноту после еды? | ||||
5. Были беспокойны? | ||||
6. Обнаруживали, что раздражаетесь или расстраиваетесь? | ||||
7. Чувствовали, что необходимо поработать еще упорнее? | ||||
8. Чувствовали грусть или уныние? | ||||
9. Пытались победить на спортивных состязаниях? | ||||
10. Пытались выиграть в споре? | ||||
11. Старались совершенствоваться? | ||||
12. Обнаружили, что плохо спите ночью? | ||||
13. Беспричинно плакали? | ||||
14. Обнаруживали, что находитесь в расстроенных чувствах? | ||||
15. Обнаруживали, что вас раздражают друзья? | ||||
16. Чувствовали усталость и отсутствие энергии? | ||||
17. Обнаруживали, что вам трудно принимать решения? | ||||
18. Беспокоились о будущем? | ||||
19.Обнаруживали, что вам трудно сконцентрироваться? | ||||
20.Страдали от головной боли? | ||||
21.Стонали или причитали? | ||||
22. Обнаруживали, что вам трудно смеяться или улыбаться? | ||||
23. Чувствовали, что слишком заняты для того, чтобы проводить время с друзьями или семьей? | ||||
ВСЕГО ОТМЕЧЕНО | ||||
Умножьте каждый столбик на: | ||||
ВСЕГО | ||||
Общая сумма |
Ведущий дает следующую информацию об уровне стресса:
45 или выше — уровень стресса очень высок,
35-44 — высокий уровень стресса,
25-34 — средний уровень стресса,
ниже 25 — примерно правильный баланс.
Участникам группы предлагается по желанию поделиться в кругу результатами анкеты или впечатлениями от выполнения упражнения.
2. Деловая игра "Дружная семья"
(Предназначена для проведения на родительских собраниях как форма профилактики домашнего насилия взрослых над ребенком)
Изменения в нашей стране социально-экономических условий повлекли за собой структурную перестройку общества. Увеличивается число людей, которые не могут быстро адаптироваться к постоянно меняющимся современным условиям, справиться с трудностями. Не имея твердой уверенности в своем будущем и не получая понимания и необходимой поддержки семье со стороны государства, переносят накопившиеся нервное напряжение на близких, что нередко приводит к появлению такого негативного факта, как домашнее насилие. Не всегда этот факт свойственен только неблагополучным семьям, чаще всего в последнее время под угрозой домашнего насилия совершенно благополучные внешне семьи, где один из родителей может оказывать давление на других. Нередко он руководствуется тем, что, как он считает, это благо для его близких.
На самом деле эта позиция в России имеет исторические корни, срабатывает так называемая генетическая память. На Руси модель семьи представляла собой определенные отношения между домочадцами. Мужчина безраздельно властвовал над всеми, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за всю семью. Взаимоотношения супругов предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Она должна была заниматься домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Главные обязанности детей — абсолютное беспрекословное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
Поэтому проблема домашнего насилия остро встает перед специалистами, работающими с ребенком, который, испытывая насилие над собой, не может успешно развиваться, совершенствоваться и в будущем стать законопослушным полноправным гражданином общества. Испытывая насилие в детстве, ребенок, становясь родителем в будущем, сам может подвергать близких насилию.
В связи с этим целью деловой игры для взрослых является заострение внимания родителей на проблеме домашнего насилия над собственным ребенком, обсуждение причин, способствующих появлению данного факта в семье.
Данная деловая игра направлена для решения следующих задач:
• для ознакомления родителей с такими видами насилия, которым могут быть подвержены члены семьи;
• поддержки взрослых, страдающих от психологического насилия;
• сформирования активной жизненной позиции в отношении непроявления психологического насилия над ребенком в семье;
• выяснения первопричин насилия над близкими,
Условия для проведения игры
1. Проведение в помещении, где имеется достаточно места для свободного передвижения, например зал или классная комната.
2. Привлечение, по возможности, в игру обоих родителей ребенка.
Основные этапы игры
1-й этап — подготовительный
1. Сообщение участником цели деловой игры.
1 Проведение деловой игры (1-я часть).
2 Проведение деловой игры (2-я часть).
3 - й этап — завершающий
1. Подведение итогов.
Оборудование
Иллюстрация с изображением ребенка и родителей, плакаты А1, набор фломастеров или маркеров, буклеты по насилию.
Перед проведением деловой игры все участники садятся на стулья, расставленные в форме большого круга.
Подготовительный этап
1-я часть
Цель игры: Ознакомление родителей с видами насилия в семье. Для ознакомления можно использовать буклеты.
Правила деловой игры
1. Каждый участник игры имеет право на свое собственное мнение.
2. В деловой игре есть правило "Стоп", т.е. в любой момент я могу отказаться от высказывания своего мнения, если мне это неприятно или я не хочу об этом сейчас говорить.
3. Участники игры не имеют права осуждать друг друга за несовпадение мнений с их собственным.
Варианты игр для снятия напряжения и установления доверительных отношений
"А я еду...".
Инструкция: участники садятся в круг. Число стульев больше количества участников на один. Ведущий садится на свободный, рядом стоящий стул со словами: "А я еду", сосед ведущего пересаживается на свободный стул, говоря: "А я тоже", следующий — "А я зайцем с (называет имя участника)". Игра продолжается до тех пор, пока не остановит ведущий.
"Я плыву в...".
Инструкция: участники садятся в круг и по очереди называют свои имена, затем называют животного на букву, начинающуюся на ту же букву, что и имя, а после и страну на эту же букву.
"Солнце светит на...".
Инструкция: участники сидят в круге на стульях. Ведущий называет качественный признак, по которому участники должны поменяться местами друг с другом. Цель ведущего — занять освободившийся стул. Новым ведущим становится тот, кто остался без места.
"Вру и делаю".
Инструкция: участники встают в круг. Ведущий показывает какое-либо действие, сосед спрашивает, что он делает, а ведущий врет, называя другое действие. Например, выполняет действия, имитирующие стирку белья, а говорит, что бегает. Следующий участник, который спрашивал, показывает то, что называл ведущий, а на вопрос соседа, что он делает, называет новое другое действие и т.д.