Сравнительный анализ философии, искусства и науки

 

В мировой философии имеются две тенденции: она сближается либо с наукой, либо с искусством. Философия, выступая ядром духовной культуры, неразрывно связана с основными общечеловеческими ценностями: истиной, красотой, добром. Своей онтологической и гносеологической стороной она тесно сближается с наукой. Многие критерии науки - объективность, рациональность, доказательность, истинность и другие - первоначально были выработаны в философии. Эти критерии применимы к части содержания философского знания, поэтому некоторые философы (Гегель) считают философию наукой. Однако философия, в отличие от науки, не останавливается на объективной картине мира. Она вписывает туда человека, выводит его из сферы обыденности, придает его жизни смысл и открывает путь к совершенным ценностям. Философия изучает объекты не сами по себе, а так, как они представлены в сознании. Она размышляет над знанием об объектах. Рефлексия - это взгляд на мир сквозь призму субъектно-объектных отношений. Философское знание есть знание интерпретационное и диалогичное.

Философия и наука стремятся к истине, однако истины философии не имеют эмпирической проверки, они проверяются в ходе истории. Критерием истинности является совокупный опыт человечества.

Наука использует теоретические познавательные средства, она подвластна логике, но в жизни есть много субъективного, чувственного. В философии теоретическое и чувственное связано. Философская деятельность - это духовная жизнь, это поле поиска и обретение логических и экзистенциальных смыслов.

Философия тесно связана с искусством. Она характеризуется личностным характером, чувственно-эмоциональным отношением к миру. Искусство - это образное освоение мира, в нем превалирует индивидуальное, единичное. Оно отражает общее, типическое в конкретных, живых образах. Философское знание тоже является личностным. Философия является попыткой личностного познания сущего. Если научные истины в своем существе безлики, то в философии влияние личности отражается на результатах познания. В философии эмоциональный заряд меньше, чем в искусстве, но больше, чем в естествознании. Философским и художественным произведениям свойственно чувство вкуса, чего нет в науке. В содержание философского знания входят специфические для искусства компоненты, например, художественная картина мира. Она предполагает наличие у философов чувства красоты. Общефилософская картина мира содержит в себе также эмоциональное отношение человека к миру, мирооценку, с точки зрения судеб индивида и общества. Родственность философии и искусства подтверждается и тем, что многие философские труды нередко имели форму художественных произведений, а многие поэты и писатели были философами-мыслителями. «Красота спасет мир» - эти слова относятся и к философии, и к искусству. И философия, и искусство характеризуются особым, эмоционально-обострённым отношением к бытию человека.

Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные науке и искусству. Они являются компонентами его внутреннего содержания. В философском знании представлены все имеющиеся в культуре знания: здесь они переплетены и дают интегральное целое. Философия - и наука, и эстетика, и этика.

В функциональном плане философия, наука и искусство имеют родственные функции: познавательную, воспитательную, оценочную и т.п. Философия, кроме того, уясняет самые общие основания культуры вообще, в том числе и науки. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки обрабатываются в сфере философии. Философия дает ценностные основания науки и выступает методологией научного познания. Однако, в отличие от науки, ее методы носят всеобщий характер. Главная функция философии - наполнение жизни человека высшим смыслом, непреходящими ценностями. Реализация этой функции предполагает использование достижений всей духовной культуры.