Типы мировоззрения. Универсалии культуры и язык философии

 

Самым ранним типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение. В основе его находится миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Миф - это сказание о природе, людях, духах, героях, богах, о естественном и сверхъестественном. В мифах нет четкого разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного, естественного и сверхъестественного. Мир представляется единым, человек не отделяется от природы, природа очеловечивается. Миф содержит запреты и повеления, но в нем нет понятия чуда как события, происходящего вопреки законам природы. В мифах мировоззренческое содержание выражается в конкретных эмоциональных поэтических образах, поэтому мифы имеют художественную ценность. Создателем и носителем мифологического сознания является все общество, его содержание передается по традиции. Мифологическое мировоззрение - это обыденное сознание, и оно, как правило, едино для данного общества.

Религиозное мировоззрение является наследником мифологического. Оно тоже основано на мифах и имеет много общего с мифологическим сознанием. Но есть и существенное отличие. Религиозное мировоззрение разграничивает мир и человека, природу и общество, естественное и сверхъестественное. Поэтому оно делит мир на два мира: естественный - это природа и человек, за исключением его души, и сверхъестественный, идеальный, куда душа человека попадает после его смерти. Религиозное мировоззрение - это обыденное сознание, оно требует веры в сверхъестественное и передается по традиции, но это и теоретическое сознание. С возникновением мировых религий возникает теория данной религии, создаваемая религиозными деятелями, в которой делается попытка разумно обосновать истинность религиозных верований, преодолеть слепую веру. Возникают учебные заведения, где люди получают религиозное образование. В обществе может быть несколько религий.

Философское мировоззрение возникает в древнем мире на базе неудовлетворенности теми ответами, которые давала мифология на мировоззренческие вопросы. Философия существует параллельно с мифологией, а затем и религией. В философии на первом месте стоит не вера, а разум. Она подвергает все суду разума, требует реального наблюдения и логического анализа, выводов, основанных на разумных доказательствах. Философия - это работа ума, которая приводит к мудрости как особому интеллектуальному постижению мира, стремлению к бескорыстному служению истине. Мудрость выходит за рамки обыденного понимания вещей и процессов, это знание общего, необходимого, причинно-следственных связей. Это не просто знания, которые можно выучить, это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Мудрость служит руководством человеческого поведения и образа жизни .

Философское мировоззрение - это теоретическое мировоззрение. Оно выражается не в образах, а в категориях и теориях. Каждая философская система имеет автора, авторский стиль, язык и специфику.

Философия является частью культуры общества наряду с другими культурными формами: моралью, наукой, искусством и т.д. Но философия - особая часть культуры. Она представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной интенцией является осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры. Благодаря этой интенции философия формирует целостное представление об универсуме. В категориях и понятиях философии осуществляется синтез конкретно-исторических формообразований культуры, в которых зафиксирован опыт основных типов деятельности и коммуникации, присущих определенному социуму. Поскольку в развитых формах философского сознания предмет осмысления – это не только содержание различных формообразований культуры, но и ее базовые универсалии как интегральные константы ее смыслов и ценностных ориентаций, то философия приобретает статус особого типа знания и рефлексии над предельными основаниями бытия.

Философия всегда рефлексирует над граничными, наиболее общими для разных культурных форм основаниями. Предмет философской рефлексии называют культурными или мировоззренческими универсалиями. Способ же и результат рефлексии над ними выражается в особом категориальном языке философии.

Культурные универсалии представляют собой мировоззренческие структуры культуры, которые определяют образ мира и образ жизни людей в разные исторические эпохи. Они образуют взаимосвязанную систему понятий, где аккумулирован социальный опыт, оценки, смыслы явлений природы и духовной жизни людей. Это своеобразная культурная мудрость. Универсалии культуры образуют основу всякого человеческого разумения, понимания действительности.

Можно условно выделить два блока таких универсалий:

1. Универсалии, выражающие атрибутивные свойства объектов мира (пространство, время, движение, качество вещи, причина, форма, содержание и т.д.). Это субъектно-объектные отношения.

2. Универсалии, выражающие человека как субъекта деятельности и отношений (человек, общество, сознание, добро, красота, вера, совесть, долг и т.д.). Это субъектно-субъектные отношения.

Две группы культурных универсалий образуют категории культуры - универсальные, мировоззренческие, категориальные модели мира и человека в нем. В свою очередь эти модели проявляются во всех культурных формах. Поэтому философия с ними очень тесно связана, являясь «живою душою» культуры, её теоретическим рефлексивным ядром.

Процесс философской рефлексии универсалий сложен. Он имеет как минимум два уровня, несколько типов или способов. Но всегда ступенями такой работы является осмысление универсалий, их рационализация от уровня метафор и смыслообразов до уровня понятий философии. На уровне понятий речь идет о языке философии - теоретической работе её категориального аппарата - философском дискурсе. Язык философии выражает специфику философии, ее предмет. По внешней форме философские понятия - это также категории культуры, понятия естественного языка. Но их содержание очень сложное, позволяющее не только точно отражать общие мировоззренческие структуры, но конструировать, предлагать возможные варианты новых ценностей и смыслов.

Помимо конструктивности, философский язык характеризуется индивидуальным творческим стилем. У философских школ и у великих философов «свой» философский, неповторимый язык, «своя» манера изложения текста, «свои» понятия.

Язык философии настолько важен, что является особой философской проблемой. Категории классической философии носят универсальный, сущностный характер. Неклассическая современная философия экспериментирует с языком философии, «играя» категориями, стилями и жанрами, создавая варианты новых рациональностей. Возникают проблемы философской коммуникации, интерпретации языковых структур.

Овладение философским языком составляет необходимый компонент философской культуры