ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Министерство образования Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ

Образовательная программа

МОСКВА 2001

Утверждено

Советом факультета гуманитарных наук

Составители: профессор В.В. Сербиненко, доцент А.А. Лаврова, доцент А.И. Липкин, ст.преп. К.А. Скворчевский, ст.преп. В.И. Коцюба, ст.преп. А.И. Резниченко, ассистент Самойлова О.Г.

О целях и задачах курса

Цель преподавания философии — приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли, дать ясное представление об основных этапах и направлениях в истории философии, о характере современной философской культуры, способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества.

Задача преподавания — систематизированное изучение философских проблем с учетом историко-философского контекста и современного состояния философии.

В результате обучения студент должен приобрести теоретические представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе, о системах религиозных, нравственных и интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях;

— должен понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, различать исторические типы научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания;

— быть знакомым с важнейшими сферами гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, с ролью новейших информационных технологий в мире современной культуры и в области гуманитарных наук;

— понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия;

— знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох;

— иметь представление о философских концепциях сознания, проблеме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве.

Лекционный курс и практические (семинарские) занятия дополняются разнообразными формами контроля над самостоятельной работой студентов: индивидуальные консультации, сдача литературы (устно или письменно: в виде рефератов, аналитических обзоров, сочинений концептуального характера), контрольные работы и др.

ТЕМА1 . ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ

Историческое многообразие определений философии. Проблема возникновения философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и идеология.

Философия и язык. Проблема понятийного языка философии. Значение истории философии. Исторические судьбы философии, общее и особенное в опыте мировой философии.

Проблемы изучения мирового и отечественного философского наследия. Философский опыт прошлого в мире современной гуманитарной культуры. Современная учебная литература по философии. О задачах и проблемах обучения философии в высшей школе.

ТЕМА2 . ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Возникновение философии. Специфика философии Древнего Китая и Древней Индии. “Книга Перемен”, даосизм, конфуцианство. Главные ортодоксальные (признающие авторитет Вед - веданта, вайшешика, миманса, санкхья, йога, ньяя) и неортодоксальные (чарвака, джайнизм, буддизм) школы индийской философии.

Античный мир и генезис древнегреческой философии: социальные и гносеологические предпосылки. Вопрос о первоначалах мира и определение сущего как основные темы античной философии. Античный космоцентризм, проблема “архэ”, натурфилософия досократиков. Милетская школа. Учения Гераклита и Парменида о бытии. Древнегреческий атомизм. Софисты и особенности их философской позиции. Сократ, его место и роль в истории европейской философии. Новая ориентация философии у Сократа. Майевтика Сократа. Платон, его сочинения, основные принципы философского учения. Учение об идеях. Академия. Значение платонизма. Энциклопедическая система Аристотеля. Линей. Перипатетическая школа. Философские учения эпохи эллинизма, их этическая направленность. Киники, скептики, стоики. Эпикур. Плотин и неоплатонический синтез основных идей и интуиций античной философии.

Философия Средних веков, ее периодизация и специфика. Теоцентризм и креационизм. Церковь и догматика. Философия и теология. Откровение и античный понятийно-категориальный аппарат, отношение к античному философскому наследию. Апофатическое и катафатическое богословие. Основные темы средневековой философии: вера и разум, антропологические представления, вопрос о свободе воли, спор об универсалиях. Боэций. Христианская апологетика. Ранняя патристика – Климент Александрийский, Тертуллиан. Ориген. Формирование различий между латинской и греческой патристикой; Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), Ареопагит, Августин, Иоанн Дамаскин. Догматические споры на Вселенских соборах (учение о Троичности (Никейский собор) формирование христологического догмата (Халкидонский собор); дискуссия между иконоборцами и иконопочитателями (VII Вселенский собор). Конституирование новых богословских и философских принципов в эпоху Вселенских соборов (учение о сущности и ипостасях; формирование категории личности). Схоластика как философия школ и университетов. Платоническая ориентация ранней схоластики: реализм. Арабская философия, средневековый аристотелизм, латинский аверроизм. Фома Аквинский и его значение. Номинализм. Традиция волюнтаризма в учениях Дунса Скота и Оккама. Поздняя схоластика. Восточно-христианская богословская мысль. Учение св. Григория Паламы об энергиях. Исихазм. Философское знание в Древней Руси. Основные памятники богословско-философской мысли Древней Руси (сочинения митрополита Илариона, Климента Смолятича, Кирила Туровского и др.).

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Специфика философии Ренессанса. Неоплатонизм, натурфилософия, теософия, пантеизм. Метафизика Николая Кузанского. Флорентийская Академия. Пантеистические идеи Д. Бруно.

Реформация и ее влияние на философский процесс Нового Времени.

Новоевропейская философия. Критика предшествующей традиции, проблемы “опыта” и “метода”, обоснование проекта современной науки, новации в постановке гносеологических проблем. Эмпиризм: Ф. Бэкон, сенсуализм Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Традиция рационализма: основные идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, и др.

Эпоха Просвещения и культ разума. Общественно-правовой идеал Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, французский материализм XVIII в. Идеи Просвещения в Германии: Г. Лессинг, И. Гердер и др. Особенности рецепции просветительских идей в русской философской культуре ХVIII в.

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Послекантовский немецкий идеализм: И. Фихте, Ф. Шеллинг, романтики. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Позитивизм. Неокантианство. Неогегельянство.

Проблема постклассической философии. С. Кьеркегор. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Возникновение и основные принципы марксистской философии.

Основные направления русской философии XIX в. Западники и славянофилы. Позитивизм и материализм в России. Образ истории и культуры в русской философии XIX в. Философские темы русской литературы. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. Философские течения начала ХХ в.: неокантианство, марксизм, религиозная метафизика и др. Философская культура русского зарубежья (первая эмиграция). Судьбы философии в Советской России. Современная ситуация.

Основные течения философской мысли XX в. Интуитивизм А. Бергсона. Прагматизм и неопрагматизм. Феноменология Гуссерля. Философская антропология (Шелер, Гелен). Неотомизм. Персонализм. Структурализм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и др.); постструктурализм (Р. Барт и др.). Неопозитивизм. Аналитическая философия; логицистская программа Б. Рассела. Л. Витгенштейн, этапы формирования его философской системы ("ранний" и "поздний"). Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Герменевтика Х. Гадамера.

З. Фрейд, его последователи и оппоненты. Учение о коллективном бессознательном К.Г. Юнга. Марксизм советский и западный, переосмысление марксистского наследия в творчестве представителей Франкфуртской школы социологии (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс), его основные проблемы и парадоксы. Философский постмодерн (Лиотар, Бодрийар, Делез и др.). Образ философии и ее истории в современных философских дискуссиях.

ТЕМА 3.ОНТОЛОГИЯ

Бытие как философское понятие и онтология как учение о бытии.

Онтологическая проблематика в древневосточной философии. Учения Парменида о бытии. Тезис о тождестве бытия и мышления. Онтологический характер апорий Зенона Элейского. Онтология Платона: бытие как иерархия эйдосов, мир бытия и мир становления, учение о материи. Понятие безначального начала, Единого-Блага. Учение Аристотеля о бытии: категориальный анализ сущего, Троякое определение метафизики как науки о первых началах, о сущем как таковом и о божественном. Критика платоновской теории идей. Сущее - неделимая единичная вещь. Понятие первой и второй сущности. Сущность как предмет философии. Проблема соотношения единичного и общего. Понятия формы и материи, актуального и потенциального. Учение об Уме как форме форм.

Синтетическая онтология неоплатоников: Единое — Ум — Душа — Космос — Материя.

Средневековая онтология: Бог как абсолютное бытие. Творец и творение. История онтологического обоснования бытия Божия: античность — Ансельм Кентерберийский и позднейшие опыты. Фома Аквинский о сущности и существовании. Категориальная разработка уровней бытия в зрелой схоластике. Учение о трансценденталиях. Дунс Скот и проблема “единичного”.

Николай Кузанский о бытии-возможности: совпадение противоположностей как жизнь Абсолюта.

Место онтологии в философии Нового Времени. Идея субстанции. Р. Декарт, окказионализм, Б. Спиноза, монадология Г. Лейбница. Рационалистическая трактовка тезиса о соответствии бытия и мышления. Определение онтологии в немецкой школьной философии.

Вопрос о бытии у И. Канта. Бытие как полагание. Критика онтологического аргумента. Процессуальность бытия как этапа мышления у И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Учение об Абсолюте.

Проблематика бытия у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, К. Маркса.

Антионтологическая установка позитивистов и неопозитивистов. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера: история европейской философии как “история забвения бытия”. Возвращение к онтологии: русская метафизика, неотомизм, Н. Гартман и др.

ТЕМА 4 . СОЗНАНИЕ

Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное. Бытие и сознание.

Сознание/речь/язык. Вещь/сознание/имя. Сверхсознание/сознание/бессознательное.

Сознание, принцип “недеяния” и медитация в даосизме. Тождество индивидуального и Абсолютного сознания в буддизме.

Принцип тождества бытия и мышления (сознания): от элеатов до Г. Гегеля. Сознание и самосознание в философии Г. Гегеля.

Проблематика сознания у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Маркса, А. Бергсона, У. Джеймса.

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм, сознание и бессознательное. Структурный психоанализ Ж. Лакана: сознание, бессознательное и язык. Деприватизация бессознательного: Ж. Делез и Ф. Гваттари. Растворение сознания в игре структур и культурных кодов, “письме”, “желании”, “текстуальности”: структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида и др.).

Европейская традиция Cogito; Сократ (“забота о своей душе”) — Августин (“внутренний человек” на грани между внешними вещами и высшими истинами) — картезианское cogito — И. Кант (трансцендентальное единство апперцепции) — И. Фихте (аналитика “Я”) — Э. Гуссерль (смыслополагание интенциональной жизни сознания) — П. Рикер (герменевтика субъекта и принцип символического опосредования) и др.

Отказ от проблематики сознания; Д. Дьюи, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, неопрагматизм. Тема сознания в русской философии XIX-XX вв.

Тема5.ГНОСЕОЛОГИЯ

Познание как философская проблема. Природа, основание и условия познания. Основные понятия: истина и ее критерии, истина и мнение, истина/заблуждение/ложь. Различные концепции истины. Чувственное и рациональное познание. Понятия доказательства и закона. Деление познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум, понятие интеллектуальной интуиции). Субъект и объект познания. Инструментарий познания. Основные понятия логики (понятия, суждения, умозаключения, определения и их виды). Эмпирическое и теоретическое познание (понятия научного факта, гипотезы, теории). Методология познания (понятия дедукции, индукции, анализа, синтеза). Особенности предметной области и методологии естественных и гуманитарных наук. Возможности и границы познания.

Гносеологическая проблематика в древневосточной философии. Вопросы познания в буддизме.

Оппозиция чувственного и рационального, мнения и знания в философии Парменида и Демокрита. Парменидовский тезис о тождестве бытия и мышления и его значение для последующей философии. Релятивизм и скептицизм софистов. Майевтический метод Сократа.

Иерархия познавательных способностей по учению Платона, Концепция анамнесиса в диалогах «Менон» и «Федон». Вопрос о природе знания в диалоге «Теэтет». Критика сенсуализма и релятивизма.

Аристотель о предмете и основных характеристиках научного знания. Понятие причины, виды причинности. Силлогистика Аристотеля. Аристотелевская концепция активного и пассивного ума. Тезис Аристотеля о тождестве знания и его предмета в мышлении. Классическая концепция истины. Скептики о достоверности, вероятности и пределах

Гносеологический аспект проблемы универсалий — от С. Боэция до Дунса Скота. Методологический смысл теории аналогии бытия: Аквинат, Каэтан, Ф. Суарес.

Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии Нового времени. Общие черты: постановка вопроса о методе познания и о предварительном изучении познавательных способностей, идея субъекта, математика как идеал научного знания.

Рационалистическое направление: метод дедукции и понятие интеллектуальной интуиции в философии Декарта и Спинозы. Декартовский пробабилизм. Теория врожденных идей. Учение Лейбница об „истинах факта“ и „истинах разума“, о видах знания, об анализе и синтезе. Рационалистическая трактовка тезиса о соответствии бытия и мышления.

Традиция английского эмпиризма: бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Когерентная теория истины Гоббса. Сенсуализм Гоббса и Локка. Критика общих понятий, знаковая теория познания. Тезис Беркли: быть - значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности.

Кантовское решение проблемы познания. Постановка вопроса о возможности познания. Пространство и время как формы чувственности. Конструирование предметности в процессе познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“ Антиномии разума. И. Фихте и его проект “наукоучения”.

Трактовка познания в неокантианстве. Деление наук на номотетические и идиографические в Баденской школе.

Гносеологические вопросы в позитивизме и неопозитивизме. Ф. Ницше: познание как выражение “воли к власти”. Разум и интуиция в философии А. Бергсона. Природа познания и понимание истины в прагматизме. Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. Теория познания в русской философской традиции. Интуитивизм Н. Лосского.

Отказ от идеи репрезентации у Д. Дьюи, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера.

Истина и метод: от разума законодательствующего к разуму интерпретирующему; Г.-Р. Гадамер, П. Рикер и др. Философия и зеркало природы: Р. Рорти.

ТЕМА 6.ПРИРОДА

Гармония человека и природы в древневосточной философии. Человек и природа в традиции европейской культуры. Эволюция европейской мысли от “фюсис” античности — к “природе” и “материи” Нового Времени. Взгляд на природу в истории русской философии.

Натурфилософские традиции прошлого и современные философские и научные подходы к пониманию природы, отношений человека и природы.

Противоречия между природой и человеком в наши дни. Глобальные проблемы современной цивилизации, возможности экологической катастрофы.

ТЕМА 7. ЧЕЛОВЕК

Вопрос о человеке как философская проблема. Человек/индивид /индивидуальность/личность. Человек и социум. Природа человека и его сущность. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Человек и его свобода. Проблема смысла жизни. Человек, его смертность и бессмертие.

Человек в древнеиндийских религиозно-философских учениях. Человек в системе конфуцианства и даосизма.

Тождество человека и природы в ранней греческой философии: понятие “микрокосма”. Античный идеал мудреца: приоритет созерцания над деятельностью, умственного начала над волевым.

Человек как мера всех вещей у софистов. Сократ. Оппозиция души и тела у пифагорейцев и Платона. Учение Платона о бессмертии души и о ее трехчастном строении. Психология Аристотеля: душа как энтелехия тела. Эвдемоническая этика Аристотеля. Эллинистические концепции мудреца (понятия апатии и автаркии), гедонизм Эпикура.

Христианская антропология: человек - образ и подобие Бога. Понятие “внутреннего человека”. Учение о “синергии” Григория Паламы. Вопрос о свободе воли у Августина. Формальная и качественная сторона свободы. Полемика с пелагианами.

Индивидуалистическая трактовка человека в эпоху Ренессанса. Ориентация на природно-телесное начало в человеке и его внешнее творческое самовыражение. Гедонизм Л. Валлы. Этический релятивизм. Идея человека как земного бога у Фичино и Пико делла Мирандолы.

Механистическая антропология Нового Времени: человек-“тело” и человек-“машина”.

Паскаль: человек - „мыслящий тростник“. Просветительское учение о человеке: определяющая роль разума, этический натурализм, принцип „разумного эгоизма“. Этическое учение И. Канта. Понятия автономной и гетерономной этики. Категорический императив. Понятие долга. Определение личности и ее отличие от вещи. Понятие свободы в философии Канта.

Историчность человеческого существования: И. Гердер, романтики, Г. Гегель. Антропологизм Л. Фейербаха: отношение “Я — Ты” как собственно человеческое.

Марксистское понимание сущности человека. Концепция отчуждения и человек как родовое существо у раннего Маркса.

Проблема человека в произведениях Ф.М. Достоевского.

Идея сверхчеловека у Ф. Ницше. Европейский нигилизм. Антропологическая проблематика в западноевропейском и русском персонализме. Человек и его бытие-в-мире; экзистенциализм. Человек деятельный: прагматизм. Человек как символическое животное: Э. Кассирер. Человек играющий: И. Хейзинга. Человек одномерный: Г. Маркузе. Восстание масс: Х. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти.

Философская антропология как одно из направлений в философии XX в. Положение человека в Космосе: М. Шелер. Ступени органического и человек: Х. Плеснер. Биолого-натуралистическое направление в философской антропологии: А. Гелен.

ТЕМА 8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

История как предмет философского мышления. Понятие философии истории. Субъект истории и ее движущие силы. Личность/общество/история. Направленность истории и ее смысл.

Связь представлений о времени с пониманием истории. “Время” мифа. Античное понимание времени и цикличность истории. Регрессивность исторического процесса у Гесиода. История как трансформация форм государственного правления Полибий.

Понятие “священной истории” в христианстве, эсхатологизм. Историософия Августина. Теория трех мировых эпох Иоахима Флорского.

Теория исторического круговорота Д. Вико. Десакрализация истории: просветительские концепции — от Кондорсе до И. Гердера и Г. Гегеля. Философия истории Г. Гегеля.

Марксистское понимание истории и ее движущих сил. “Критическая” философия истории: В. Дильтей, Г. Риккерт, К. Ясперс и понятие осевого времени. Историософия О. Шпенглера и А. Тойнби. Антиисторицизм К. Поппера.

Русская философия: опыт метафизики истории от А.С. Хомякова и П.Я. Чаадаева до Н.А. Бердяева и Л.П. Карсавина.

Проблемы смысла истории, “конца истории”, постистории в современных философских дискуссиях.

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Человек как социальное существо. Человек в социуме и социум в человеке. Социум как система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений. Функционалистский подход к анализу социума. Конфликтологический подход к анализу социума.

Понятие общественного производства. Человек в системе производства, обмена, потребления. Доиндустриальное общество. Человек индустриального общества. Постиндустриальное общество.

Человек, общество и государство. Различные типы государства. Человек, социум и власть. Свобода, мораль, право. Проблема социального неравенства. Революция и эволюционный путь развития общества.

Социальная мысль классической античности: общественное целое как форма полноценного бытия человека.

Идеальное государство Платона. Сословное деление. Социальный характер этики Платона. Виды государственных устройств и принцип их зависимости от типа жизненных ценностей, доминирующих в обществе. Основные положения “Политики” Аристотеля. Человек как социальное существо.

Августин: “Град Божий” и “град земной”. Концепции теократии и симфонии. Утопические теории эпохи Возрождения: Т. Мор и Т. Кампанелла. Социально-политическая теория Н. Макиавелли.

Социальная философия Нового времени. Основные понятия: идея “естественного права”, теории общественного договора, принцип разделения властей. Механистическое истолкование общества в “Левиафане” Т. Гоббса (понятие “естественного состояния”). Локковское учение о собственности.

Общественно-политические доктрины Просвещения. Идея социального прогресса. Монтескье о разделении властей. Общественная теория Ж.-Ж. Руссо (понятия суверенитета, неотчуждаемых прав, учение о революции).

Марксистская теория классового общества. Исторический материализм. Понятие базиса и надстройки. Принцип обусловленности социальных отношений материальным производством. Учение об антагонизме классов. Идеи социального переустройства.

Отечественная социальная мысль. Общественно-политические идеалы славянофилов и западников. Анархизм Бакунина. Русская школа философии права. П. Новгородцев. И.А. Ильин о республике и монархии. Н.А. Бердяев о социальном неравенстве, аристократии, революции, демократии и анархии.

К. Поппер и идея “открытого общества”. Ф.А. фон Хайек: “свободное общество”. Д. Ролс и “теория справедливости”. Р. Нозик; “минимальное государство”.

ТЕМА 10 . КУЛЬТУРА

Понятие культуры: многообразие определений и подходов. Культура как предмет философского рассмотрения. Выражение в культуре мировоззрения и ценностных ориентиров ее представителей. Поиск определяющих оснований различных культур, выделение культурных феноменов, явственно выражающих сущность той или иной культуры. Вопрос о принципах классификации и периодизации культур.

Основные составляющие культуры и ее функция. Проблема репрессивного характера культуры. Сущность культурных ценностей. Культурные универсалии. Культура и язык. Культура и идеология. Культурный конфликт. Высокая культура. Народная культура. Массовая культура. Субкультура

Теории культуры в истории философии: концепции культурно-исторических типов как организмов у Данилевского, Шпенглера. Шпенглеровское различение культуры и цивилизации.

Своеобразие отечественной культуры, ее осмысление в русской философии. Осмысление национальной культуры в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

Тема “Россия - Запад” как предмет полемики между славянофилами и западниками. Учение славянофилов о религиозной обусловленности культуры и мировоззрения человека. Критика основ западной культуры (рассудочный индивидуализм).

Проблемы современной культуры. Взаимодействие различных культур. Понятие культурной экспансии. Проблема самоидентификации культуры и человека в культуре. Роль традиции в культуре. Тема унификации и эклектизма в культуре.

Понятие массовой культуры.

ТЕМА 11.ИСКУССТВО

Задачи и формы искусства. Искусство как предмет философского рассмотрения. Проблема адекватного определения данного понятия. "Искусство и культура", "искусство и эстетика" в качестве возможных вариантов корректных смысловых дихотомий. Многообразие подходов к данной проблематике в истории философии.

Понятие искусства в рамках античной парадигмы (пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель; Горгий, Гораций, Витрувий). "Мимесис" и "катарсис" у Аристотеля. Искусство и средневековая ментальность; различие подходов к проблеме искусства в Западном мире, греческом Востоке (Византия) и арабском Востоке. Формирование категории символа в античном мире; ее трансформация в средневековой культуре (дискуссия между иконоборцами и иконопочитателями).

Человек как мера мира в эпоху Возрождения. Искусство как способ создания "гуманистической" (наряду с природной) действительности. Феномены светотени и прямой перспективы, их значение для искусства эпохи Возрождения и культуры Западной Европы в целом. Леонардо да Винчи. Альбрехт Дюрер.

Формирование основных искусствоведческих концепций Нового времени (классицизм, маньеризм, барокко, реализм). Искусство и идеология Просвещения (Дидро, Лессинг).

Романтизм как возможность иного (по сравнению с просвещенческой моделью) подхода с проблемам искусства. Формирование эстетики как особой философской дисциплины (А. Баумгартен). Эстетика немецких романтиков (Шлеермахер, Тик, Новалис, Жан-Поль).

Философия искусства в конце XIX - начале ХХ столетия. Проблема "искусство и общество", разнообразие подходов к данной проблеме. Искусство и возможность влияния на социум (марксизм и его дальнейшие интерпретации).

Модернизм и постмодернизм ХХ столетия и его философское осмысление (А. Белый, В. Кандинский). Искусство и психоанализ (Фрейд, Юнг, Лакан). Искусство и феноменология (Р. Ингарден). Искусство и семиотика (Р. Барт, У. Эко). Философия искусства Х. Ортеги-и-Гассета.

ТЕМА 12 . РЕЛИГИИ

Определение религии. Религия и философское знание. Религия и искусство. Принципиальная возможность рассмотрения религиозных тем с помощью языка и средств философии. Понятие догмата. Понятие теологумена. Феномен «мировых религий».

Ранние формы религии. Многообразие подходов к проблемам ранних религиозных форм: эволюционизм (У. Тейлор), структурализм (Леви-Брюль, Леви-Строс), марксизм (С. Токарев).

Буддизм, его основные направления.

Христианство, история его возникновения и основные формы. Различие между латинской и греческой патристикой. Схизма 1054 г. и ее причины. Решение проблем соотношения веры и разума, свободы воли, человеческой личности в западной патристике и схоластике и в восточной (греческой и русской) богословской мистики. Основные черты православия и католицизма. Особенности православной мистики. Понятие святости. Протестантизм, история его возникновения и характерные отличия от других христианских конфессий.

Ислам. История формирования ислама, его догматика и исторические формы существования.

Проблема возможности существования религии как философии в XIX в., ее причины. Религиозно-философские концепции немецких романтиков (Ф. Шлейермахер). Религиозная философия С. Кьеркегора. Границы существования религиозной философии в рамках католицизма (неотомизм), протестантизма (П. Тиллих), православия (Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Булгаков). Дистинкция между философией и богословием у деятелей русской эмиграции (Вл. Лосский, Г. Флоровский, К. Керн).

ТЕМА 13 . ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Специфика науки как социального феномена. Особенности научного познания. Специфика научной истины. Методы научного познания. Генезис науки. Наука и техника. Происхождение техники и ее сущность. Проблема научно-технического прогресса. Современная наука и нравственные нормы.

Метод эмпирической индукции Ф. Бэкона. Период метафизики (XVII-XVIII вв.). Сор рационализма и эмпиризма: “врожденные идеи” Декарта и “чистая доска” Локка, методы дедукции и эмпирической индукции, ориентация на математические или эмпирические науки. Спор идеализма (Беркли) и материализма (Дидро и др.) внутри эмпиризма. Критика метода эмпирической индукции Д. Юмом.

Критическая философия И. Канта (“вещь в себе” и явление; априорные формы чувственности (пространство и время) и мышления (категории) - попытка разрешения накопившихся проблем.

Первый позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Феноменализм как реакция на критику Юма.

Гносеологический кризис в физике и второй позитивизм. От эволюционизма к психологизму. “Элементы” и “экономия мышления” Маха, конвенционализм А. Пуанкаре, операционализм П. Бриджмена.

Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Связь этих направлений со спецификой американской культуры.

Аналитическая философия Л. Витгенштейна и Б. Рассела и неопозитивизм “Венского кружка”. От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического “уровней знания”. Критерий верифицируемости, “язык наблюдения” и его эволюция.

Постпозитивизм. Логическая критика метода индукции в позитивизме К. Поппером, проблема демаркации; принцип фальсификации; критический рационализм и фаллибилизм; отношение к истине. Проблемы “теоретической нагруженности” эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации.

Историческая критика позитивизма. Существуют ли “решающие эксперименты”? Тезис о “несоизмеримости теорий”. Антифундаменталистские и кумулятивные модели развития науки (Т. Кун, П. Фейерабенд). Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки. Модель исследовательских программ И. Лакатоса: “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”; “прогрессивный сдвиг проблем” как критерий отброса исследовательских программ.

Укрупнение анализируемых в философии и методологии науки “единиц”: от “высказываний” к теориям, системам теорий, “исследовательским программам” и пр.

Спор конструктивизма и реализма в современной философии науки (Б.С. ван Фраассен и его оппоненты). “Наивный” и “реформированные” “эмпирические реализмы” и их отношение к “эмпирическому конструктивизму”.

Взгляды А. Эйнштейна и В.И. Вернадского.

Галилеевская альтернатива эмпиризму. Место математики, моделей, измерений и эксперимента в естественной науке.

 

1. Философия, ее предмет и ее значение.

2. Возникновение философии. Особенности древневосточной философии в сравнении с европейской философией.

3. Ранняя греческая философия.

4. Диалоги Платона.

5. Энциклопедическое учение Аристотеля.

6. Философия эпохи эллинизма.

7. Специфика философии Средних веков.

8. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

9. Основные идеи философии Нового Времени.

10. Основные идеи эпохи Просвещения.

11. Немецкая классическая философия.

12. Философия классическая и философия постклассическая.

13. Главные направления философской мысли XX в..

14. Отечественная философия XVIII — XIX вв.

15. Русский религиозно-философский ренессанс.

16. Проблема бытия.

17. Феномен сознания как философская проблема.

18. Природа, основание и условия познания.

19. Философия природы.

20. Проблема человека в истории философии.

21. Философия истории.

22. Человек-социум-государство.

23. Культура и цивилизация.

24. Особенности научного познания.

25. Искусство как социальный феномен.

26. О возможности философского анализа религии.