Кризис семьи: проблема смешанных браков в контексте миграционных процессов

В выступлениях российского руководства в последние годы по вопросу формирования и осуществления миграционной политики неоднократно делались заявления о том, что страны СНГ, так называемое «русскоязычное население» этих государств, должны рассматриваться как один из главных источников притока мигрантов в Россию. В силу того, что миграция рассматривается не только как способ привлечения рабочей силы, но, в силу продолжающегося снижения естественного прироста населения, еще и как источник решения демографических проблем страны, то проблема сохранения семейных отношений среди мигрантов приобретает особое значение в работе миграционных органов.

Выделяя особо данную проблему, необходимо обратить внимание на некоторые особенности семейных групп русскоязычного населения стран СНГ. Одна из основных особенностей – это существование значительной доли национально-смешанных браков среди данной категории населения, что является прямым наследием советского периода в истории развития республик, входящих в состав СНГ.

На протяжении всего периода существования СССР количество национально-смешанных семей постоянно возрастало. Так, если в 1959 г. их насчитывалось 5,2 млн (около 10 %), то в 1970 г. – 7,9 млн (около 13,5 %), в 1979 г. – 9,9 млн (почти 15 %), в 1989 г. – 12,8 млн (17,5 %)[100]. Тенденция увеличения числа смешанных браков действовала как в городе, так и на селе, но не везде одинаково. Как отмечает отечественный исследователь О.Д. Комарова, например, на территории расселения основного массива русского населения в европейской части России доля межнациональных браков была довольно невысокой (порядка 7 %). Наименьшие показатели были характерны для центральных районов Нечерноземья, а для Сибири и Дальнего Востока, наоборот, достаточно значительные.

В основном для всех российских регионов характерен довольно высокий процент смешанных браков между представителями восточнославянских народов, благодаря отсутствию эндогамных барьеров между русскими и украинцами, русскими и белорусами, белорусами и украинцами. В общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных браках предпочтение отдается, как правило, титульной национальности, т.е. русской. В то же время предпочтения в выборе национальности детей в смешанных браках в семьях из русских и лиц, представляющих титульную национальность той или иной республики России, довольно различаются между собой. Так, например, для Северного Кавказа характерно, что детям от смешанных браков с русскими в более чем половине случаев записывают коренную национальность.

Подобные же тенденции характерны и для смешанных браков в республиках, входящих в состав СНГ. Но основная проблема, которая возникает в национально-смешанных семьях в процессе миграции, состоит не в определении национальной принадлежности будущего ребенка, а в изменении культурного окружения, трансформации социального статуса обоих супругов, изменении их ролей в рамках семейного коллектива.

Для большинства государств Средней Азии, входящих в СНГ, все еще характерен традиционный уклад жизни, в соответствии с которым роль женщины ограничена обязанностями хранительницы домашнего очага, матери. Задача мужчины – обеспечить прежде всего экономические условия существования семьи. В свою очередь, именно это определяет его доминирующее положение в рамках семейного коллектива.

В процессе миграции в Россию семьи мигрантов сталкиваются не только с теми трудностями, которые нередко становятся причиной распада семей среди жителей России – экономическими, психологическими и т.д., но и с теми, которые связаны с их интернациональным составом. При осуществлении миграции в условиях изменения традиционного образа жизни происходит активизация действия этнических, социальных стереотипов поведения, которые играют роль дополнительного фактора в формировании кризиса семейных отношений у мигрантов.

Социальный стереотип – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной (этнической) группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Нередко при определении социального стереотипа подчеркивается его целостность, наличие ярко выраженной оценочной и ценностной окраски, нагруженность «ошибочным» компонентом и проч. В других случаях акцент ставится на динамические характеристики этого феномена – его устойчивость, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общее, что связывает различные подходы к определению социального стереотипа, – это признание его преимущественно негативным феноменом, который препятствует полному, адекватному взаимопониманию между людьми, искажает объективное видение социальной реальности.

Впервые понятие «социальный стереотип» было введено в употребление У. Липпманом в 1922 г. В настоящее время имеет место несколько интерпретаций понятия «социальный стереотип».

Современный западный исследовательТ. Шибутани определяет социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей.

Другой западный исследовательГ. Тэджфел суммировал выводы относительно социального стереотипа в шести основных положениях:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками;

2) такая категоризация (т.е. характеристика с использованием грубых пристрастных признаков) стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) социальные стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Этнический стереотип –наиболее часто встречающаяся разновидность социальных стереотипов. Это обусловлено рядом причин:

1) яркостью, отчетливостью, широкой представленностью в общественном и индивидуальном сознании;

2) разнообразием проявлений в практической деятельности людей;

3) актуальностью.

Социальный, этнический стереотипы оказывают дополнительное разрушительное воздействие на устойчивость семейных отношений среди мигрантов, а также на их способность быстро адаптироваться к условиям жизни в новом месте жительства. Изменение социальных ролей мужчины и женщины в условиях миграции, агрессия со стороны социального окружения к одному из супругов и другие эффекты, вызванные действием социальных стереотипов различного характера, усиливают нарастание кризиса семейных отношений в среде мигрантов.

Каковы возможные пути преодоления социальных, этнических стереотипов?

Прямые контакты, коммуникация между представителями различных социальных, этнических групп разрушает и размывает социальные стереотипы. Но не всякий процесс межэтнического общения способен разрушить этнические стереотипы. В ряде случаев предшествующая напряженность в межгрупповых отношениях, недостаток информированности друг о друге, отрицательные социальные установки по отношению друг к другу и только усиливают взаимные негативные оценки. Негативный эффект может быть устранен только при соблюдении ряда условий при организации взаимных контактов, а именно:

1) признания безусловного равенства сторон;

2) наличия обстановки открытости и доверия;

3) принятия общих, значимых для обеих сторон целей;

4) уважения к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т.д.

Только при соблюдении этих условий непосредственный контакт представителей различных социальных, этнических групп может быть плодотворен и принести положительный психологический эффект.

В этой связи важно подчеркнуть необходимость осуществления пропаганды среди населения страны, принимающей мигрантов.

Если государство проявляет заинтересованность в приглашении мигрантов на свою территорию для работы, учебы или на постоянное место жительство, то следует учесть тот негативный эффект, который может вызвать этот процесс со стороны местного населения. Оно, как правило, недостаточно осведомлено не только о традициях, обычаях, культуре тех народов, представители которых прибывают на территорию данного государства в качестве иммигрантов, но и о политике государства в отношении иммигрантов. В этом случае агрессия со стороны местного населения по отношению к иностранцам представляется вполне естественной.

Далеко не случайно, что в настоящее время практически во всех странах Западной Европы обращается серьезное внимание на необходимость проведения широкой пропаганды среди местного населения целей и задач миграционной политики, разъяснению тех обстоятельств, которые принуждают государство привлекать мигрантов, и того какие благоприятные последствия эта политика может принести для каждого гражданина страны. Вместе с тем проведение подобной разъяснительной, пропагандистской работы среди местного населения не только способствует снижению конфликтов между местным населением и иммигрантами, но и ускоряет их адаптацию к условиям жизни на новом месте жительства, тем самым способствуя сохранению семейных коллективов мигрантов.


Оглавление

                    103 118      
Введение…………………………………………………………….………..

Тема 1. Миграция как социальное явление…………… ………… ……..

1.1. Демографическая ситуация в современной России как фактор

миграционной политики……………………….………………………… …..

1.2. Миграция населения: понятие и классификация. Структура

миграционного процесса………………………………………………………

1.3. Отечественные исследования миграций населения.………………….…

1.4. Современные концепции миграционных процессов………… ……..

Тема 2. Миграции населения: история и современность…….……..…

2.1. Исторический обзор основных мировых миграций …………..……….

2.1.1. Миграции первобытного человека…………………………… ……

2.1.2. Миграции населения в эпоху древнего мира……………………….

2.1.3. История миграций населения в эпоху средневековья……………..

2.1.4. Миграция населения в новой и в новейшей истории…… ………..

2.2. Миграционные процессы в современном мире и их специфические

черты……………………………………………………….…………….. …..