Понятие общества и основные его характеристики

Лекция 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(Философское учение об обществе)

 

План:

1. Понятие общества и основные его характеристики.

2. Природа и общество.

3. Общество и государство. Философские основания теории государства.

4. Формы государства.

5. Основные учения о направленности общественного развития.

6. Формации и цивилизации – единство и разнообразие.

 

Ключевые слова:общество, общественные отношения, социальные потребности, цель и средство, природа, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, ноосфера, экология, экология социальной среды, географическая среда, государство, сущность государства, формы правления, формы государственного устройства, монархия, республика, социальный регресс, исторический круговорот, социальный прогресс, формация, цивилизация.

 

Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется «совокупным человеком», человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие воп­росы общественной жизни: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей, и многое другое.

Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми.

Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость материальная. Среди духовных потребностей на первое место надо поставить религиозные стремления и интересы, которые создают мощное ду­ховно-психологическое поле, стягивающее людей к единому центру, собирающие их вместе, наполняющие чувством общности. К духовным целям, объединяющим людей в общество, относятся и цели познания окружающего мира, своей внутренней природы и своих собственных отношений. К этим целям их приводит не праздное любопытство, а необходимость понять смысл своей жизни, жизни природы, желание облегчить свой труд, усовершенствовать жизнь. Познание есть естественная потребность человека, она коренится в его природе. Эта потребность может быть осуществлена только в условиях совместного проживания людей, в условиях общества.

Что касается целей регулирования человеческих отношений, то они столь же объективны и столь же важны для человека, как и первые. Если эти цели по какой-либо причине не осуществляются, общество распадается. Подобно целям, связанным с продолжением рода, поддержанием и сохранением жизни, они никогда не исчерпываются и должны постоянно возобновляться. Нужда в регулировании межчеловеческих отношений никогда не исчезнет, пока существует общество. Поэтому высказанное в свое время Марксом положение, что при коммунизме управление людьми заменится управлением вещами, нужно рассматривать как простое недоразумение. Более того, задача управления взаимоотношениями людей в обществе не только не упрощается, а становится все более сложной.

Любая цель предполагает и соответствующие средства ее осуществления.

Удовлетворение материальных потребностей в пище, одежде, жилище и т.п. осуществляется с помощью орудий труда в процессе хозяйственно-экономической деятельности. Удовлетворение духовных потребностей происходит своими особыми средствами, в специфических формах и учреждениях. Воспроизводящая и воспитательная деятельность людей протекает главным образом в семье и школе. Для управления и регулирования человеческих взаимоотношений в обществе имеются уникальнейшие и сложнейшие формы и средства, к числу которых надо в первую очередь отнести государство. «Сущность государства, — писал великий русский философ и государствовед И.А. Ильин, — состоит в том, что все граждане имеют и признают, — помимо своих различных и частных интересов и целей, — еще единый интерес и единую цель, а именно общий интерес и общую цель, ибо государство есть некоторая духовная община»[33]. К числу наиболее действенных форм и средств регулирования и управления относятся право и мораль. Конечно, поведение людей в обществе регулируется не только с помощью указанных средств. Имеются и другие регуляторы общественных отношений и процессов, о чем подробнее будет сказано ниже.