Структура сознания. Сознательное и бессознательное

Самосознание – центральный, но далеко не единственный элемент сознания. Структура сознания может быть представлена по-разному в зависимости от того, что кладется в основу структурирования.

Во-первых, существует подход, согласно которому принято выделять в сознании несколько сфер. Стоит оговориться, что выделение этих сфер достаточно условно, так как в действительности у человека есть целостное сознание, то есть сферы постоянно взаимодействуют друг с другом.

Психика человека состоит из таких духовных образований, как сознательное и бессознательное. Понятие «сознание» более узкое, нежели «психика человека».

Сознание – это, прежде всего, знания. В современной философской литературе многие исследователи указывают на важную роль 1) познавательной (когнитивной), 2) эмоциональной и 3) мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Соответственно, выделяются основные сферы сознания – познавательная, эмоциональная и волевая.

Познавательная сфера. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного, абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувственные и понятийные образы, которые составляют содержательную основу мышления. А само мышление является процессом оперирования чувственным содержанием и логическими формами, с целью синтеза чувственного и рационального накопления новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежат также внимание и память. Однако в когнитивной сфере сознания ведущая роль принадлежит понятийному мышлению.

Эмоциональная сфера сознания – сложное и мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологизировать их не удалась. Эмоции – это отражение объекта в форме психического переживания, душевного волнения, непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу составляют чувства (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, страх, отчаяние), страсти и самочувствия.

Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей. В практическом аспекте эта сфера важна тем, что осознание какой-либо идеи, принципа, потребности будут полными только в том случае, если будет затронута воля и человек не только задумается о важности и необходимости определенного действия, но и совершит его.

Другой подход к выявлению структуры сознания исходит из выделения в структуре сознания своеобразных «этажей» и восходит к теории З. Фрейда, его учению о бессознательном. Выделяются:

- нижний слой психического (наиболее массивный), его составляют бессознательные процессы – «ОНО». Это инстанция психики, которая преобладает у людей в раннем детстве и которая функционирует по принципу удовольствия.

- с пяти лет формируется другая инстанция психического – сознание, которое Фрейд называет «Я», его роль – в регуляции внутренних процессов личности в соответствии с требованиями окружающей среды. Принцип функционирования психики на уровне "Я", это принцип реальности. Бессознательные желания при этом не уничтожаются, а лишь вытесняются в сферу «ОНО». Вытеснение происходит, т.к. они имеют антисоциальный характер.

Третья инстанция психики – «СВЕРХ Я». Это совокупность культурных, нравственных и иных сознательных норм, которым человек сознательно подчиняет свое поведение.

Для Фрейда бессознательное является наиболее глубоким источником всех поведенческих стереотипов человека и даже нарушений или патологий в его психике. Отсюда известный афоризм З. Фрейда – «Человек есть зло».

Вместе с тем нельзя не отметить, что З. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. О том, что работа головного мозга и центральной нервной системы, без которой психическая жизнь невозможна, не осознается, писали многие психологи и физиологи задолго до Фрейда. Однако ясно, что сама по себе работа мозга еще не есть психическая жизнь. Фрейд постулировал существование не просто бессознательных процессов, а таких, которые не сводятся к возбуждению и взаимодействию нейронов и являются именно психическими процессами, т. е., например, бессознательными желаниями, намерениями, мыслями, эмоциями и т. д. Именно такое понимание бессознательного очень долго не принималось. О невозможности существования бессознательной психики писали многие психологи и философы до недавних пор. Сейчас однако поток такого рода критики почти иссяк, ибо метафора бессознательной психической деятельности оказалась исключительно плодотворной в связи с развитием современной когнитивной науки.

Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного – это процессы и состояния, которые могут реализовываться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.

Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду гораздо меньше информации, тогда как на бессознательном – в десятки раз больше. Хотя для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия, в частности, интуиция, творческое решение задачи. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Итак, рассматривая сознание, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, понимание сознание в истории мысли очень неоднозначно и это связано не только с особенностями той или иной эпохи, но и с тем, что природа сознания весьма сложная и включает в себя многие свойства, качества, функции, как известные, так и остающиеся за пределами доступного человеку знания, что позволяет одновременно существовать различным подходам к пониманию сознания.

В отечественной философии ведущей в понимании сознания остается теория отражения с ее главными положениями: сознание существует не само по себе, но отражает реально существующий мир, и вместе с тем сознание не просто отражает (копирует), но активно преобразует мир.

Во-вторых, сознание возможно только при выполнении ряда условий, главные из которых – наличие соответствующего строения мозга и включенность человека в социальные отношения.

В-третьих, сознание идеально, и благодаря этому можно говорить о сознании как субъективной реальности. Субъективность, в частности, выражается в таком важной свойстве сознания как самосознание и рефлексия.

В-четвертых, в сознании есть свои глубины, закрытые для человека, и об этом следует помнить, если мы стремимся понять как сами себя так и окружающих.

 

Контрольные вопросы:

1. Как сознание связано с трудовой деятельностью человека?

2. Как понимаются предпосылки и условия возникновения сознания согласно теории отражения?

3. В чем заключается социальность сознания?

4. Как вы относитесь к утверждению Фрейда о том, что бессознательное – суть психического, а сознание – лишь его специфическая функция?

5. Как соотносятся устойчивое и изменяющееся в сознании человека? В чем состоит тождество «я» самому себе?

6. Насколько важна речь для развития сознания?