Художественного пространства и времени

Особенности социально-исторического, психологического и

Пространственно-временных форм.

Современные представления о многообразии

Огромное влияние на современную философию, литературу и искусство оказала оригинальная концепция времени, созданная французским мыслителем А. Бергсоном (1859-1941). Главная идея Бергсона – идея длительности или времени как потока. Хотя эти идеи и не новы, Бергсон наполнил их иным содержанием. Бергсон придал длительности особое значение. Реальность оказывается связанной благодаря длительности. Длительность лежит в основе реальности как цельности. По мнению французского мыслителя, главная характеристика времени – неделимость и целостность: в нем невозможно выделить отдельные моменты. Однако длительность по Бергсону – это не длительность объективной реальности как таковой, а характеристика нашего сознания. Именно сознание связывает в некоторую непрерывную последовательность впечатления, полученные от внешнего мира. Сознание является безусловной системой отсчета. Самонаблюдение, по Бергсону, позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является длительность, непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят друг в друга. Длительность определяет духовное своеобразие каждого индивида, поскольку жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Время – это сама жизнь, для которой характерно постоянное творчество новых форм, развитие и становление. Бергсон писал: «Если хотите, это ни что иное, как развертывание свитка, так как каждое живое существо чувствует, как мало-помалу кончается его жизненный путь, а жить – ведь это значит стареть. Но вместе с тем это также постоянное наматывание на клубок, потому что прошлое наше следует за нами, постоянно обогащаясь собираемым по пути настоящим, а сознание равнозначно памяти»[20]. Бергсон, таким образом, открывает субъективное или психологическое время, которое зависит от событий нашей внутренней жизни (душевной и духовной). Мир также подчинен закону длительности: он непрерывно течет, изменяется. Однако эта изменчивость открывается нам через интуицию, а не через рациональное мышление. Интеллект делит мир на объект и субъект, разрывает на отдельные предметы, превращая их в застывшие и независимые друг от друга образования. И более того, Бергсон считал, что только интуиция художника способна вернуть вещам их изменчивость, текучесть, позволяет увидеть их целостность и прошлое, которое продолжает жизнь в настоящем. Взгляды А. Бергсона на природу времени нашли отражение в романе-эпопее знаменитого французского писателя М. Пруста «В поисках утраченного времени».

В новейшей философии и неклассической науке категории времени придается особое значение. В философских учениях XIX-XX в. изменчивость, временность, длительность, становление характеризуют реальность как живой процесс, в котором необратимость времени («стрела времени») – одна из главных характеристик. Реальность рассматривается как поток, как вечное становление, в котором все временно и преходяще.

Новейшие представления о пространстве и времени опираются на идею качественного многообразия пространственно-временных структур. Утверждая неразрывную связь пространства-времени с движущейся материей, эта концепция предполагает, что каждому уровню организации мира соответствуют свои специфические формы пространства и времени. Вот почему в современной науке и философии появляются представления о «физическом пространстве-времени», «биологическом пространстве-времени», «социальном пространстве-времени», «психологическом (внутреннем) пространстве-времени». Так, появление живой природы привело к формированию специфического типа ее пространственно-временной организации. Для живых организмов характерна пространственная асимметричность, отсутствие тождественности «правого» и «левого» в отличие от трехмерного евклидового пространства. Это свойство живых организмов было выявлено замечательным русским ученым В.И. Вернадским. Биологи также установили, что приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели получили название «биологических часов». Каждый организм обладает внутренним временем, в ритмах его биологических часов внешнее время как бы сжимается, спрессовывается. И более того, многие живые организмы как бы приспосабливаются к будущим событиям (многие из них, чтобы пережить зиму, впадают в «спячку»), что свидетельствует о том, что живой организм живет прошлым и будущим одновременно.

А чем измеряет свою жизнь человек и общество? Километрами и метрами, секундами и минутами? Вовсе нет. Для общества характерно свое «социальное время» и «социальное пространство». Человек живет в устроенном и обустроенном им культурном пространстве, в условиях т.н. «второй природы», для которой характерна своя архитектоника. Посмотрим на городской пейзаж, на парковый ландшафт, на орошаемые и возделанные земли, на технические устройства и мы увидим, что человек организует пространство, выстраивает его соответственно своим потребностям и интересам. Причем эта пространственная архитектоника не сводится к предметному миру. Культура – это мир ценностей, смыслов, значений, социально значимых идей. Этим миром человек живет и на этот мир ориентируется. Если речь идет об обществе, то каждый из нас встроен, вписан в определенную социальную структуру, занимает в ней определенное место, принадлежит тому или иному социальному слою, обладает социальным статусом (студент, ученый, адвокат и т.д.). Социальное пространство – это единство «социальной стратификации» и «социальной мобильности». Свойства социального времени определяются интенсивностью человеческой деятельности и самым тесным образом связаны с «внутренним», субъективным или «психологическим» временем». И социальное и индивидуальное время имеет свою «ширину» и «глубину». Оно может то замедляться, то ускоряться. В минуты высочайшего напряжения человеку кажется, что он прожил много лет, и напротив, благополучная, размеренная жизни воспринимается как медленная поступь времени. Мера человеческого времени – не обороты Земли, а дела самого человека. Вот почему социальное и индивидуальное время многомерно, неравномерно и разнонаправлено. В этой связи советский поэт И. Луговой отмечал:

Мы знаем, время растяжимо,

Но все зависит от того,

Какого рода содержанием

Вы заполняете его.

Более того, представители гуманитарного знания на основе собранного ими богатейшего материала показали, что сами представления о пространстве и времени претерпели существенные изменения и определяются социальными и культурными условиями. Так, в архаических культурах, в традиционном обществе отсутствует представление о будущем. Эти культуры живут либо прошлым, либо, как античная культура, настоящим (причем прошлое и настоящее мыслятся рядом). В античной и раннесредневековой культуре понятие «время» тесно связано с понятием пространство, которое представлялось как «ограниченное, или обстроенное оградой». Поскольку, традиционные земледельческие культуры самым тесным образом связаны с природными циклами и ритмами, то время воспринимается как коловращение, как постоянное возвращение в исходную точку. Не случайно символом времени в архаических культурах является колесо. Восприятие времени как потока, как течения появляется намного позднее. В русском языке «время» отражает архаическое представление о времени как «круговороте». Это время в гуманитарных науках получило название «циклическое время». «Циклическое время» противопоставлено более новому, связанному, главным образом, с библейским образом мира, – «линейному времени». Представление о «стреле времени» (направленности времени, ориентация на будущее) появляется в христианской культуре. Однако будущее (как оно представлено в христианстве) носит исключительно сакральный, т.е. священный характер. Циклическое время не знает понятий «начало мира», «конец мира», – все в мире повторяется по кругу. Напротив, христианское «линейное время» вводит обязательные точки «начала» и «конца» мира.

В новоевропейской культуре, время становится экономической ценностью. «Время – деньги» – известная формула капиталистического строя. Капитализм ускорил развитие всех социальных процессов. В настоящее время изменилось отношение к будущему. Современный человек живет либо будущим, связывая с ним свою жизнь, свои помыслы, либо живет исключительно настоящим.

В строках известной песни: «Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь», речь идет о т.н. «экзистенциальном времени», времени существования человека: Н.А. Бердяев писал: «Проблему времени я считаю основной проблемой философии, особенно философии экзистенциальной»[21]. Временность и конечность – существенные определения человеческого бытия. Для человека время – это сама жизнь, в которой прошлое, настоящее и будущее рассматриваются не как последовательные моменты, а как сосуществующие состояния, непосредственно переживаемые человеком. Жизнь человека наполнена и определяется событиями. Все, что происходит с человеком, случается один единственный раз, и от этой событийной канвы, которая никогда не повторяется, зависит человеческая жизнь. Человек не только борется со временем, мечтает преодолеть его, противостоять его неумолимому ходу, но и борется за время, ибо научился (или учится) его ценить. Время превращается в непреходящую ценность. Осознавая временность, конечность своего существования, человек задумается о смысле своей жизни, о своем предназначении. Изменилось представление человека и о пространстве. Если раньше человек считал пространство Ойкуменой (ограниченной и конечной территорией), то современный человек, осваивая космос, создав современные технические средства передвижения и информационные технологии, открывает для себя все новые территории, расширяет и углубляет пространство. Об особенностях индивидуального пространства и времени свидетельствует современная психиатрия и детская психология. У психически больных людей наблюдаются нарушения в восприятии пространства и времени. Ряд тяжелых заболеваний сопровождается нарушением пространственно-временной координации. Дети воспринимают время как пространство, а детские рисунки лишены глубины и перспективы, но при всей их наивности они порой впечатляют взрослых. Недаром знаменитый художник Пикассо говорил, что в зрелом возрасте он хотел бы рисовать как дети. Художники, поэты, писатели, кинематографисты создают так называемые художественное время и пространство, которые не имеют ничего общего с физическим временем и пространством. В рыцарских романах герой совершает подвиги во имя прекрасной дамы и по прошествии большого количества лет наконец-то встречается с нею, а она ничуть не постарела. В «Гамлете» Шекспира главному герою поначалу лет двадцать, но уже в сцене на кладбище Гамлету – тридцать, а в последнем акте еще больше. А ведь действие трагедии охватывает несколько месяцев. В фантастических романах или, к примеру, в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» благодаря машине времени герои перемещаются то в прошлое, то в будущее. Все это свидетельствует о сложной природе движения, пространства и времени.