Основные философские концепции пространства и времени

Пространство и время как философские категории.

Пространство и время предельно общие, абстрактные категории, с помощью которых философия и наука описывает те или иные материальные состояния. Все предметы и тела имеют определенную протяженность, они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части той или иной системы, что и нашло отражение в категории пространства. Явления, состояния, процессы характеризуются длительностью существования, последовательностью смены состояний, что, в свою очередь, отражено в категории времени. Пространство и время рассматриваются, прежде всего, как всеобщие формы существования мира. «Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты»[9]. Пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая его со стороны протяженности, соразмерности и структурности. Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Любая форма организует, структурирует, упорядочивает тот или иной объект, состояние, процесс. Мир предстает перед нами как упорядоченная, структурированная система благодаря пространству и времени или, как говорят ученые, пространственно-временному континууму. «Основные формы всякого движения суть пространство и время. Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства»[10].

Будучи всеобщими формами бытия, пространство и время становятся объектом изучения в философии с самого начала ее возникновения. Вместе с тем пространство и время исследуются различными науками, от математики до психологии и социальных наук. При этом каждая из наук рассматривает пространство и время с какой-то одной стороны: физика пытается выявить физико-математические свойства пространства и времени, психология – особенности их восприятия человеком и т.д.

Философия всегда стремилась и стремится постичь природу и сущность пространства и времени. Вместе с тем, пытаясь выполнить эту задачу, философия столкнулась с определенными трудностями. Особенно это относится к проблеме времени. В древнегреческой мифологии время олицетворялось Кроносом, могущественным и жестоким чудовищем, которое пожирало своих детей. В образе Кроноса нашло отражение представление о времени не как об отвлеченной сущности, а как о мощной, активной и чудовищной силе, не знающей жалости и наводящей ужас на людей.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Г.Р. Державин (русский поэт конца XVIII – нач. XIX в.).

«Время – величайший парадокс и величайшая загадка» – говорили в древности. Наиболее видный представитель латинской патристики А. Августин (354-430) писал: «Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»[11].

Одной из главных и трудноразрешимых проблем, которые возникли в философии в отношении пространства и времени, была и остается проблема реальности и объективности пространства и времени. В философии с самых первых дней ее существования возникло два различных подхода к решению этой проблемы. Одни философы, нисколько не сомневаясь, утверждали объективность и реальность пространства и времени. Иными словами, утверждали, что мир находится в пространстве и времени, которые выступают объективными характеристиками и формами существования мира. Другие, напротив, отрицали реальность и объективность времени и пространства, полагая, что они являются своеобразными формами человеческого сознания и рассудка, или вызваны особенностями нашего восприятия внешнего мира.

Одним из первых идею субъективности времени высказал А. Августин. Августин также, как и его предшественники, античные мыслители Платон (427-347 до н.э.) и Плотин (205-270), противопоставлял время вечности. Платон полагал, что «время – это подвижный образ вечности». Августин доказывал, что «времен не было бы, если бы не было Творения. Мир сотворен вместе со временем»[12]. К Богу понятия пространства и времени не приложимы: Бог как Творец, как высшая инстанция, первопричина всего сущего внепространственен и существует не во времени, но в вечности, являющейся одним из его атрибутов. Вместе с тем вечное, безусловное, которое переживается через время. Размышляя о природе времени, Августин пришел к выводу, что время нельзя сводить к чистой длительности. Времени как такового, помимо того, что мы наблюдаем в вещах и их движениях, как и в наших собственных действиях и впечатлениях об этих действиях, какие они оставляют «в нашей душе», вообще не существует. И более того, если речь идет о таких характеристиках (модусах) времени как прошлое, настоящее и будущее, то они зависят от состояния души. «Ни будущего, ни прошедшего не существует, а точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание, для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда»[13]. Как видим, по Августину, реальностью обладает только настоящее, ибо в нем реализуется время и момент «теперь», поскольку моменты «теперь» непосредственно переживаются человеком. В настоящем соединяются прошлое и будущее.

Мысль о субъективности и неистинности пространства и времени впервые достаточно ясно и определенно была высказана английским философом Дж. Беркли (1685-1753). Беркли так аргументировал свою позицию: когда мы говорим о пространственных свойствах того или иного объекта, например, о его величине, местоположении, то именно мы приписываем ему величину и местоположение. Это относится и ко времени. Именно я как субъект устанавливаю ту или иную длительность. Как полагал Беркли, не последовательность вещей, а «последовательность идей (душевных состояний) образует время»[14]. Тем самым, по Беркли, все зависит от моего восприятия, а пространства и времени как объективных форм не существует. К сторонникам субъективного понимания пространства и времени относится и Кант. Кант утверждал, что пространство и время не могут быть получены из опыта, как другие вещи. Пространство и время априорные, (т.е. доопытные) формы нашего рассудка. Больше того, они сами служат необходимым условием опыта. «Пространство есть ни что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т.е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны для нас внешние созерцания. Время есть лишь субъективное условие нашего человеческого созерцания, которое всегда имеет чувственный характер, и само по себе вне субъекта есть ничто».[15]

Русский мыслитель и поэт Вл. Соловьев написал по этому поводу шуточное стихотворение:

Во-первых, объявлю вам, друг прелестный,

Что вот теперь уж более ста лет,

Как людям образованным известно,

Что времени с пространством вовсе нет;

Что это только призрак субъективный,

Иль, попросту сказать, один обман.

Сего не знать есть реализм наивный,

Приличный ныне лишь для обезьян.[16]

И в современной философии немало сторонников субъективной точки зрения на пространство и время.

Тем не менее, большинство мыслителей и ученых признают объективную реальность пространства и времени. Для науки, которая не мыслит своих теорий без категорий пространства и времени, последние являются объективными и реальными формами существования мира.

Вместе с тем, среди ученых и мыслителей нет единодушия по другому не менее сложному вопросу, а именно по вопросу о самостоятельности, абсолютности или относительности пространства и времени. Так, уже в древности, а затем в науке и философии XVII в. появляются две фундаментальные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Создателем и видным представителем субстанциальной концепции пространства и времени в философии и естествознании XVII века был И. Ньютон.

Согласно взглядам И. Ньютона, пространство и время существуют объективно. Однако Ньютон полагал, что пространство и время существуют сами по себе, независимо не только друг от друга, но и от материальных объектов. Пространство и время – своего рода пустые вместилища, в которых располагаются тела и разыгрываются события. Ньютон выделял абсолютное пространство и время, а также относительное пространство и время. Абсолютное пространство трехмерно, оно имеет три измерения – длину, ширину и высоту; однородно, то есть одинаково во всех своих точках; изотропно, то есть одинаково по всем направлениям; непрерывно и бесконечно. Пространство можно сравнить с ящиком без дна и покрышки, в котором помещены различные материальные тела. Однако люди в своей практической и теоретической деятельности имеют дело не с абсолютным пространством, но с относительным. Этим относительным пространством фактически является протяженность материальных тел, благодаря которой они занимают определенное место в пространстве абсолютном.

Что касается времени, то оно – чистая длительность, не зависящая от происходящих в нем событий. Время в отличие от пространства, которое имеет три измерения, одномерно. Оно течет от прошлого к настоящему и от него к будущему равномерно и непрерывно. Абсолютное время – пустое вместилище подобно пространству, в котором события располагаются одно после другого и не оказывают на время никакого влияния. Абсолютное время универсально, однородно, бесконечно. Люди в своей деятельности руководствуются относительным временем, которое можно измерить с помощью часов. Итак, пространство – это протяженность и местоположение, а время – чистая длительность. Ньютон, не отвергая относительного времени и относительного пространства, считал их неистинными, рассматривал их как представление обыденного рассудка. Истинным для него было лишь абсолютное, т.е. геометрическое трехмерное пространство, как истинным было и абсолютное математическое время, как истинным было и абсолютное движение.

Предположения об относительном характере пространства и времени были выдвинуты еще в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель считал, что пространство является топосом (местом), т.е. представляет собой совокупность мест, которые занимают тела. По мнению Аристотеля, – «место не пропадает, когда находящиеся в нем вещи гибнут»[17]. Время также не существует вне движения, выступая его мерой. Время состоит из числа движений или изменений. Римский поэт и мыслитель Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) утверждал, что пространство и время сами по себе вне тел существовать не могут.

Так же и времени нет самого по себе, но предметы

Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,

Что происходит теперь и что воспоследует позже.

И неизбежно признать, что никем ощущаться не может

Время само по себе, вне движения тел и покоя.[18]

В Новое время немецкий мыслитель и ученый Г. Лейбниц решительно отверг идею пустого пространства и времени, доказывая и обосновывая относительность пространства и времени. Пространство и время полностью зависят от состояния материи и определяются этим состоянием. Они не могут быть самостоятельными сущностями, поскольку представляют собой совокупность расположенных по определенному порядку тел и изменений в самом этом порядке. «Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство, так же как и время, чем-то относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей... Пространство не является чем-то самим по себе, а только порядком тел между собой, так же и время – последовательный порядок самих вещей»[19].

Сокрушительный удар по субстанциальной концепции пространства и времени нанесла теория относительности, созданная знаменитым и самым выдающимся ученым ХХ века А. Эйнштейном. А. Эйнштейн в разработанной им частной теории относительности доказывал неразрывную связь пространства и времени между собой. Напомним, что в ньютоновской физике время рассматривается как переменная, независимая от пространства. Благодаря этому мы можем описать траекторию движения объекта в пространстве и времени: в данный момент времени объект находится в определенной точке пространства, а со временем его положение меняется. Но теория относительности Эйнштейна объединяет пространство и время в четырехмерный континуум, так что про объект уже нельзя сказать, что в определенный момент времени он занимает определенное положение в пространстве. Описание объекта в этом случае показывает его положение в пространстве и времени как единое целое, от начала и до конца существования объекта. Эта целостность отражена в понятии «пространство-время». С помощью этого понятия специальная теория относительности продемонстрировала единство пространственной и временной координации явлений, показала, что в системах, движущихся одна относительно другой, пространственные и временные величины, например, расстояния, углы, интервалы времени, частоты существенно меняются. Получается парадоксальное положение: процессы и явления одновременные в одной системе отсчета оказываются неодновременными в другой.

В общей теории относительности А. Эйнштейн обосновал взаимосвязь пространства, времени, движения и материи, доказав, что в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется, а пространство искривляется. Общая теория относительности описывает искривленное пространство и время. Общеизвестно, что, когда однажды девятилетний сын Эйнштейна спросил отца: «Папа, почему собственно, ты так знаменит?» – Эйнштейн рассмеялся, задумался, а потом объяснил: «Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это». Тем самым теория относительности подтвердила смелые для своего времени предположения Г. Лейбница о взаимозависимости пространства и времени.

Таким образом, пространство характеризует предметы и объекты со стороны их протяженности, соразмерности и структурности, а время со стороны их длительности и последовательности. Пространство и время обладают как общими, так и специфическими чертами. К общим свойствам относятся количественная и качественная бесконечность, единство прерывного (дискретного) и непрерывного в их структуре. Общие свойства пространства и времени глубоко антиномичны (противоречивы). Пространство и время, с одной стороны, дискретны (прерывны), имеют начало и конец, с другой, непрерывны и бесконечны. Все это свидетельствует о чрезвычайной сложности, неоднозначности пространственно-временных связей и отношений.

Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем. Пространство характеризуется единством симметрии и асимметрии. Пространство трехмерно, неоднородно. Пространство той или иной системы незамкнуто, переходит в пространство другой системы. Отсюда проистекает реальность пространства, его неисчерпаемость в количественных и качественных отношениях.

 

 

 
 

 

 


Рис. 2. Пространство и время

Однако представление о пространстве и времени как объективных формах существования не согласуется с тем, как человек их воспринимает. Эйнштейн отмечал, что субъективное время с его акцентом на настоящее не имеет объективного смысла, а различие между прошлым, настоящим и будущим – всего лишь иллюзия. Тем самым, по сути дела, отрицается сознание, которое подчеркивает реальность переживаемого момента. Согласно теории относительности течения времени не существует, а наша жизнь представляет собой единое целое, в котором нет прошлого, настоящего и будущего. Человек представляет собой пространственно-временное единство, от зарождения в чреве матери до смерти, и не может сказать, что сейчас он взрослый, а раньше был ребенком. Однако для нас нет никаких сомнений в том, что мы занимаем определенное место в пространстве в данный момент времени, а свое тело и самих себя воспринимаем как реальность в данный момент времени. Теория относительности превращает серии событий в единые пространственно-временные структуры, но мы воспринимаем их как последовательность определенных этапов во времени. Следовательно, и эта теория не способна объяснить наше восприятие пространства и времени.