Структура философии
Все огромнейшее разнообразие философской проблематики можно было бы свести к трем самым общим разделам: что такое мир, включая социальную реальность, т.е. общественную жизнь; что такое человек и адекватно ли наше знание о мире и человеке их действительной природе. Соответственно, к настоящему времени в философии сложилась более или менее устойчивая система философских знаний, включающая в себя, по крайней мере, четыре относительно самостоятельных подсистемы:
Онтология
Гносеология
Философская антропология
Социальная философия
Та часть философии, которая отвечает на вопрос о том, что такое мир, каковы конечные причины бытия, в чем проявляются его самые общие принципы и закономерности, выражающие некоторую единую его сущность, традиционно именуется онтологией (греч. «он, онтос» — сущее + «логос» — учение). Несмотря на то, что разные авторы в этот раздел включают свой круг проблем, онтология как часть философских знаний о сущем, не оспаривается ни одной философской школой и является общепризнанной. Таким образом, онтология есть такая часть философии, которая пытается раскрыть сущность материального и духовного бытия и соответствующих форм его существования. Например, такие сложнейшие проблемы философии, как материальность мира, его единство, пространство, время, движение, материя, сознание, язык и т.д. являются проблемами онтологическими.
Особый раздел философии составляет «гносеология» (греч. «гносео» — знаю + «логос» — учение) или теория познания. Гносеология призвана ответить на множество вопросов, представляющих исключительную трудность: как возможно наше знание; соответствуют ли результаты познания тем объектам, отражением которых оно является; как соотносятся между собой различные формы познавательной деятельности и др. Сюда же можно включить и методологию (греч. «методос» + «логос») — учение о методах познавательной деятельности. Существует ли наиболее верный путь к отысканию истины, как соотносятся между собой общие для всех наук методы познавательной деятельности и конкретные методы, применяемые для достижения истины в той или иной частной науке — вот далеко не полный перечень вопросов, относящихся к проблеме методологии.
Таким образом, гносеология есть такая часть философии, которая пытается раскрыть сущность познавательной деятельности человека, ее структуру, методы, приемы и способы проверки истинности наших знаний. Среди множества всевозможных гносеологических вопросов можно выделить, например, чувственную и рациональную ступени познания и их формы, что такое истина, каковы критерии истины и т.д.
Философский раздел о человеке, его происхождении, индивидуальной и исторической сущности, смысле жизни и смерти, соотношении в нем физической и духовной природы (души и тела) и о многих других вопросах человеческого существования обычно обозначается термином «философская антропология», получившим в современной философии широкое распространение и ставшим общепризнанным. Философская антропология – часть философии, изучающая сущность человека, его природу и предназначение.
Социальная философия является непосредственным продолжением философского учения о человеке. Она есть такая часть философии, которая изучает общество с точки зрения его сущности, структуры и предназначения. Наиболее значимыми ее проблемами являются проблемы генезиса общества, соотношения в нем материального и идеального, общественного сознания и его форм, исторических форм и этапов развития человеческого общества, направленности этого развития и т.д.
Следует иметь в виду, что в учебной литературе можно встретиться и с более детальной классификацией структурных элементов философии. Однако во всех имеющихся классификациях названные выше философские разделы обязательно присутствуют, занимая в них ведущее место.
Перечисленные философские разделы, имея относительную самостоятельность, органически взаимосвязаны и в совокупности составляют единую философскую систему, в которой вопросы познания переплетены с вопросами бытия, проблемы антропологии и социальной философии неразрывно связаны с более общими вопросами онтологии и теории познания. В единстве относительно самостоятельных частей философия позволяет нарисовать общую картину мироздания, выделить и обосновать некоторые общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей практической и теоретической деятельности, то есть сформировать относительно целостное воззрение на мир, на человека, на общество или, как обычно говорят в таких случаях, выработать определенное мировоззрение.