Тема 1: Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религии) и их взаимосвязь с философией.

Раздел I. Предмет философии. Ее цели, задачи, методы.

Содержание дисциплины

СЛОВАРЬ

 

Абсолютная идея – термин философии Гегеля, обозначающий надличностное, надмировое первоначало мира.

Абстракция ( с лат. – отвлечение) или абстрактное мышление – способ мышления, при котором отбрасывается ненужное, второстепенное и выделяется главное, существенное.

Агностицизм – гносеологическое направление, отрицающее познаваемость мира.

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях, т.е. нормах, принципах, идеалах, по которым мы строим свою жизнь.

Анархизм – общественно-политическое направление, отрицающее все виды власти над человеком.

Антисциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку вредной и опасной для человека и общества.

Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности.

Антропоцентризм – основная черта мировоззрения эпохи Возрождения, где человек стоял в центре мира и считался подобным богу своей способностью творить.

Апория - (др. греч. «неразрешимая задача, парадокс») трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречия между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории Зенона, в которых он доказывал невозможность движения.

Артефакт – искусственно изготовленный предмет, в отличие от природных предметов.

Атом – (др. греч. «неделимый») первокирпичик материи, мельчайшая, неделимая частица бытия. Понятие из учения Демокрита.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бытие – философский термин, означающий то, что гарантирует существование, совокупность всех состояний мира в прошлом, настоящем и будущем.

«Вещь в себе» – термин философии И.Канта, означающий объективно существующий, но не доступный для познания предмет. Несовпадение «вещи в себе» и «вещи для нас» ­ - основа агностицизма этого философа.

Возрождение – эпоха европейской истории, 15-16 вв., в это время происходило зарождение капитализма, развитие культуры. Основная черта мировоззрения – антропоцентризм.

Время – форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены.

Вульгарный материализм – направление материализма, которое утверждает, что идеального вообще нет, все материально, даже наши мысли.

Гилозоизм – направление материализма, учение о всеобщей одушевленности материи.

Гносеология – раздел философии, учение о познании.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого стоит человек, его интересы и потребности. Это понятие появилось в эпоху Возрождения.

Движение – способ существования материи, изменение вообще.

Деидеологизация – разрушение тотальной идеологии и появление плюрализма.

Деизм – учение о том, что бог сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается.

Детерминизм – философское учение об объективной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

Догматизм – слепое, некритическое следование какому-либо учению

Дуализм – философское направление, признающее два первоначала мира, одновременно и материю, и сознание.

Западничество – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, считающее, что при всех своих недостатках капитализм – более передовой строй и Россия должна идти по нему как и все европейские страны.

Идеализм объективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.д.).

Идеализм субъективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы мира человеческое, личностное сознание.

Идеология – система взглядов на мир через призму классовых, государственных, религиозных и т.п. интересов.

Иррационализм – философское направление, утверждающее, что мир неразумен, хаотичен и его невозможно познать.

Истина – содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности.

Космоцентризм – основная черта античного мировоззрения: древние греки считали мир живым, одушевленным космосом, а человека – его частью.

Либидо – термин учения З.Фрейда: энергия бессознательного, источник и причина деятельности человека.

Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и либо порождает сознание на каком-то этапе своего развития, либо всегда обладает им в качестве свойства.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Махизм – см. Эмпириокритицизм.

Менталитет – склад ума, строй, характер мышления человека, группы людей или общества в целом.

Метафизика – учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого и свое место в мире.

Мифология – исторически первый тип специализированного мировоззрения, освоение мира в воображении и при помощи воображения.

Монизм – философское направление, признающее одно первоначало мира.

Монотеизм – единобожие.

Народничество – общественно- политическое течение русской мысли конца 19 века. Народники хотели, чтобы Россия миновала капитализм и сразу перешла к социализму. При этом они ссылались на общину, как свидетельство того, что русский народ – «социалист по природе».

Неопозитивизм – направление западноевропейской философии 20 века, считающее главной задачей философии логический и лингвистический анализ языка науки.

Ноосфера – ( др. греч. «сфера разума») термин из учения В.И.Вернадского. Означает ступень развития человеческого общества, когда люди возьмут под свой контроль развитие Земли и космоса.

Общественно-экономическая формация – термин философии К.Маркса. Означает общество во всей совокупности его сфер и, одновременно, ступень в развитии общества.

Объект – философский термин, означающий то, на что направлены сознание идеятельность субъекта.

Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия.

Отражение – атрибут материи, способность тел в результате их взаимодействия с другими телами запечатлевать особенности последних в своей структуре.

Отчуждение – социальный процесс превращения деятельности человека и ее результатов в силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой.

Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой.

Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира.

Позитивизм – философское направление 19 века, родоначальником был фр. философ О.Конт. Представители этого направления считали, что философия, подобно науке, должна заниматься анализом и систематизацией фактов и отбросить абстрактные, неразрешимые проблемы.

Политеизм – многобожие.

Постулат – положение, недоказуемое в рамках данной теории. Берется в качестве самоочевидного, как основа для дальнейших рассуждений.

Просвещение – эпоха европейской истории, 17-18 вв., период буржуазных революций, развитие капиталистического производства и науки. Основной чертой мировоззрения был рационализм.

Пространство – форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования.

Психоанализ – термин философии З.Фрейда: способ решения психологических проблем путем частичного осознания бессознательного.

Рационализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность разума.

Рационализм – онтологическое направление, которое утверждает, что мир устроен разумно, законосообразно и его можно познать.

Религия – тип специализированного мировоззрения, связанный с удвоением мира на земной и потусторонний, причем потусторонний мир считается источником, причиной и основой существования нашего, земного мира.

Рефлексия – самонаблюдение, размышление над самим собой.

Сенсуализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность органов чувств.

Скептицизм – гносеологическое направление, сомневающееся в познаваемости мира или отказывающееся отвечать на этот вопрос.

Славянофильство – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, полагавшее, что у России свой, особый путь развития, не совпадающий с европейским капитализмом. Соборность и православие, полагали славянофилы, свидетельствуют о возможности такого пути.

Солипсизм – крайняя степень субъективного идеализма, учение, признающее, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение.

София – божественная премудрость, символ философии в древнерусском любомудрии.

Сублимация – термин учения З.Фрейда: переведение энергии бессознательного в социально приемлемую форму.

Субстанция – первооснова, то, что существует само по себе и ни от чего не зависит.

Субъект – философский термин, означающий носителя сознания и деятельности.

Сциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку способом решения всех проблем.

Теизм – религиозное учение, признающее бога причиной и основой существования мира.

Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения: источником и первоосновой мира считается бог.

Томизм – средневековая религиозная философия Фомы Аквинского, считающая главной задачей философии обоснования бытия божьего. В настоящее время существует в виде неотомизма.

Утопия - принципиально нереализуемый проект идеального общественного устройства.

Философия – тип мировоззрения, связанный с рефлексией над всем миром человеческой культуры и деятельности.

Фрейдизм – философское направление 20 века, родоначальником которого был австрийский психолог З.Фрейд. Первоосновой человеческой деятельности и культуры он считал бессознательное начало психики.

Экзистенциализм – западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века. Главной задачей философии считает анализ повседневного существования человека и эмоциональной структуры его бытия.

Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.

Эмпиризм – направление в гносеологии, утверждающее, что главным средством познания мира является опыт.

Эмпириокритицизм – направление физического идеализма, существовавшее в начале 20 века, одним из родоначальников которого был австрийский физик Э.Мах. Это субъективно-идеалистическое учение отрицало существование материи, предельной реальностью считая наши ощущения.

Эсхатология – религиозное учение о конце света.

 

 

 

Раздел I. Предмет философии. Основные цели, задачи, методы.

1. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религия) и их взаимосвязь с философией.

Раздел II. Исторические типы философии и философствования.

Глава 1.Философия Древнего Китая, древней Индии.

Глава 2.Древнегреческая философия.

Глава 3.Философия средневековой Европы.

Глава 4.Философия эпохи Возрождения.

Глава 5.Европейская философия XVII - XVIII вв.

Глава 6.Европейская философия XIX в.

Глава 7.Современная западная философия.

Глава 8.Русская философия XIX - нач. XX в.

Раздел III. Теоретическая Философия.

Глава 1.Онтология: учение о бытии.

Глава 2.Проблемы сознания в философии.

Глава 3.Гносеология. Основные проблемы познания.

Глава 4.Философские проблемы науки.

Глава 5.Философская антропология.

Глава 6.Социальная философия.

Глава 7.Философия культуры.

 

Термин "Философия" происходит от греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает - любовь к мудрости. Но греческое понятие "sophia" не соответствует нашему понятию "мудрость", которое означает сугубо эмпирическое и практическое знание, приспособление к решению повседневных жизненных проблем. "Sophia", напротив, означает, по существу, абстрактное знание, имеющее весьма отдаленное и опосредованное отношение к делам повседневной жизни. Первым, кто объяснил слово: "философ", был Пифагор (2-я пол. VI - н. V вв. до н.э.). Он говорил: "Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому с его точки зрения философами не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX - нач. XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.

Смысловой центр философии составляют определенные вопросы, в которых рефлективное человеческое сознание видит загадку и которые, приводят его в замешательство. Напрямую размышлять о них – лучший способ приступить к изучению философии.

Главная забота философии – критически исследовать и осмыслить самые обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день. Историк задается вопросом о том, что случилось в такой-то момент прошлого, а философ спрашивает: «А что такое время?». Математик исследует отношения между числами, а философ спрашивает: «Что есть число?». Физик занят строением атома и объяснением гравитации, а философ спрашивает: «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует вне нашего сознания?» Психолог изучает процесс овладения языком у детей, а философ спрашивает: «Что придает словам смысл?».

Человек живет, по большей части не задумываясь над понятиями «число», «время», «знание», «язык», «добро» и «зло», считая это чем-то очевидным, само собой разумеющимся. Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые. Ее цель – хоть немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так просто. Чем фундаментальнее те понятия, которые человек пытается осмыслить, тем меньше в его распоряжении исследовательских инструментов. Не так уж много можно счесть очевидным или принять на веру. Так что, с этой точки зрения, философия – это в чем-то весьма и весьма странное занятие с позиции здравого смысла, тем более, что лишь очень немногие ее результаты остаются не оспоренными хоть сколько-нибудь долгое время.

Немецкий философ ХХ века М.Хайдеггер, размышляя о специфике философского знания, обращает внимание на то, что философию могут переоценивать, ожидая от нее непосредственной пользы, или, недооценивать, «находя в ней, (но только в «абстрактном» виде), все то же самое, то, в чем уже и без того успело вполне осязательно удостовериться на опыте наше общение с вещами. Однако подлинное философское знание никогда не бывает какой-то запоздалой прибавкой предельно всеобщих представлений к уже известному сущему; совсем наоборот: - в нем забегающее, заскакивающее вперед видение сущности вещей, сущности, всё вновь и вновь затаивающейся.» /М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет М.1993. с 234/

Безусловно, следует помнить о том, что каждая философская школа, каждый философ пытается дать свое собственное понимание мира и человека, однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:

- Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Сюда относят следующие основные категории: бытие и небытие; бытие природы, общества, человека. Философское учение о бытии получило название «онтология» (от греч. ontos - сущее, logos - учение).

- Анализ наиболее общих вопросов познания. Сюда относят проблемы познаваемости мира; каковы возможности, методы, цели познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она их не игнорирует. Философское учение о познании получило название «гносеология» (греч. gnosis - знание, logos - учение);

- Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально это проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, поэтому выделяют особый раздел, который изучает общественную жизнь, получивший название – «социальная философия».

- Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Это тоже один из важнейших разделов философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».

Исходя из вышесказанного, можно философию определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Как и любая наука, философия имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием, формируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов.

Говоря о методах философии, следует прежде всего указать на материализм и идеализм. Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".

Теория познания во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа.

Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика.

Диалектика понимается как учение о всеобщем развитии бытия и познания.

Метафизика рассматривается как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика исследует первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включают в себя чувственный опыт и предметно – практические действия и проверки; они ограничиваются рассуждениями в пространстве чистой мысли. Но, когда речь заходит о метафизике как противоположном методе диалектики, то здесь имеется в виду однозначная, статичная картина мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия.

Т.е. диалектический метод предполагает видеть мир изменчивым, релятивным, метафизический метод видит во всем устойчивое, неподвижное, раз и навсегда данное. Помимо указанных методов философия, включает в себя и другие:

- Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

- Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).

- Иррационализм – метод, отрицающий или ограничивающий роль разума в познании, уделяющий основное внимание иррациональным способам достижения бытия, таким как инстинкт, воля, интуиция, чувство, любовь и др. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон и др.).

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

Необходимо выделить прогностическую функцию философии, ее способность не просто давать адекватную оценку существующей реальности, но и заглядывать далеко в будущее и совершенно точно описывать будущие реалии общественного развития.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

С критической функцией философии тесно связана и аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию. Здесь философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его изменению. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

С социальной функцией философии тесно связана функция интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться; когда человеческое существование находится в пограничной ситуации и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так, или, иначе, включает их.

 

 

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или мифами других народов), знает какое влияние они оказывали на сознание людей, живших в то время. Эти представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти.

Философию всегда интересовал вопрос: «Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое?» Отвечая на этот вопрос философия констатирует факт наличия мифов в любой исторической реальности при этом обращая внимание на следующий важный момент, что чем сложнее становится цивилизация, тем большее число мифов в ней присутствуют, и они усложняются по своей форме и содержанию.

Мифологическим мировоззрением – (независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится) - философия называет такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических выводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

В современной философской литературе понятие «миф» обладает определенной полисемией. В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как универсальный способ человеческого мирочувствования. Появление культурно – антропологических школ и направлений содействовало сравнительному анализу мифов, обнаружению присущих ему типологических черт. Выяснилось, что нет такого природного явления или феномена человеческой жизни, которые не могли бы быть мифологически интерпретированы.

Истинный исследовательский ренессанс по поводу мифа возникает в ХХ веке. К нему обращаются такие выдающиеся мыслители, как З.Фрейд, Э.Кассирер, Э.Фромм, Г.Маркузе, П.Сорокин, К.Юнг, А.Камю и др. Выясняется, что миф – далеко не простой феномен, а особая форма символического творчества (Кассирер). В мифе есть своеобразная логика, он позволяет освоить огромный опыт иррационального, накопленный человечеством. Возникает предположение, что миф гораздо ближе к истокам человеческого существования, чем, скажем, формы абстрактного, умозрительного освоения реальности. Такие ученые, как Юнг, Фромм, обращаясь к языку символов, который был столь понятен древним, стали прочитывать в мифе глубинный, неисчерпаемый и универсальный смысл.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности, и его бессознательное. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчлененному мироощущению. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. В этом контексте, многие философы, прежде всего А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С. Кьеркегор, К.Юнг, пытались возродить понятие мифа, придать ему позитивный смысл.

Однако, когда в философии говорится о социальной мифологии, то есть реестре социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения тех или иных целей, то констатируется, что мифы создают искаженную картину реальности, обуживают все содержание духовного опыта рода человеческого. И хотя мифы неистребимы, поскольку постоянно возобновляются труднонасыщаемой антропологической потребностью, это не означает, что нужно мириться с тотальной мифологизацией, так как она отражает подсознательное, а порой и преднамеренное стремление исказить все стороны нашего бытия. Только свободная мысль может освободить сознание от духовных трафаретов и дать возможность адекватно, критически, а, следовательно, вне мифологем, увидеть реальность.

Близкими к мифологическому, хотя и отличным от него, является религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не "смешивает" земное и сакральное, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

Религия, религиозное сознание не оставалось неизменным. На протяжении истории человечества религия приобрела многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.

Общим для всех религий является то, что любое религиозное отношение строится на бинарной (от лат. binaries – двойной) основе - господство и подчинение, творец и творение, дух и плоть, действительность и иллюзия. Структурными элементами религии выступают: религиозный опыт, религиозная доктрина, религиозный культ, религиозная организация.

Религиозный опыт – это духовное состояние верующего таинственно- высшего, т.е. сакрального. Религиозный опыт – это субъективное эмоционально – насыщенное переживание личного контакта с реальностью другого порядка. Его проявлением и выступает вера, не требующая доказательств, убежденность в своей зависимости от высших сил.

Структурным элементом религии выступает культ, который включает в себя священные ритуалы (от лат.ritualis – обрядовый), церемонии (от лат. caerimonia –благоговение) и обряды.

Священные ритуалы представляют собой типы коллективного поведения верующих, опирающиеся на религиозные догматы, которые усиливают их религиозный опыт.

Совокупность обрядов и церемоний, непосредственно связанных с системой религиозных представлений и призванных в эмоционально – образной форме воспроизвести тот или иной аспект вероучения, называется богослужением.

Религия как духовный опыт, вероучение и организация реализует определенные функции в обществе. С богословской точки зрения религия призвана осуществлять спасение человека, утешать его, давать надежду, обеспечивать благонравное поведение, открывать путь в Вечность. Рационалистическое светское религиоведение и философия в качестве основной функции религии выделяют смыслополагание, т.е. выстраивание целостного воззрения на мир, опирающегося на догматы и религиозные этические нормы.

По мнению ученых, религия, несомненно, выполняет и компенсаторную функцию, давая утешение, восполняя ущерб, наносимый житейскими коллизиями, вытесняя ситуативную порабощенность обращением к «свободе духа», дает душевную раскрепощенность. Весьма важны и те функции религии, которые определяют как регулятивные, т.е. выстраивающие стандарты поступков и обеспечивающие общение людей.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли, требующая критического осмысления реальности.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальности бытия. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - эсхатологическую: идею "второго пришествия", конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Индии в сер. I тыс. до н. э.) центральная идея - "нирвана", означающая "угасание", "затухание" жизни. Третья мировая религия - ислам (возник в VII в н. э. в Аравии) - признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого.

Взаимоотношения философии и религии в истории культуры не были однозначными.

В средние века, когда духовная власть религии (и основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль "служанки" богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII в.) философия заявила о своей "эмансипации" от религии. В XIX в. великий философ Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т.е. философию, а религии отвел лишь второе место.

Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.