Ценности и их роль в жизни человека и общества.

Практически-духовное освоение мира

Практически осваивая мир, мы относимся к нему утилитарно, рассматривая его с точки зрения пользы. Все остальные качества предметов в данном случае для нас несущественны. Но при этом и сам человек выступает не во всей полноте своих свойств и способностей, а только как носитель какой-то ограниченной потребности.

При духовно-теоретическом освоении мира мы рассматриваем предметы сами по себе, безотносительно к практическим потребностям, но и свои желания, эмоции, чувства тоже отбрасываем. Человек выступает в виде «чистого разума».

Но существует еще один вид освоения мира, при котором человек и мир выступают как равнозначимые, берутся во всей полноте своих свойств и качеств. Соображения пользы или истины отступают на второй план. Это ценностное отношение, где практические и духовные аспекты выступают в единстве, гармонии.

Любая наша деятельность имеет цель и смысл, но не все, что значимо – ценно.

Объясните, что имел в виду Ф. Ницше, когда говорил: «То, что имеет цену, не имеет ценности».

 

Ценности – это не жесткие нормы и стандарты, а жизненные цели, смыслы и идеалы, которые задают только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры.

По своему объекту ценности могут быть вещные, логические, этические, эстетические и т.д. Как правило, у человека или группы людей есть много ценностей, они неравнозначны, поэтому необходимо говорить об иерархии ценностей.

По субъекту ценности можно разделить на личностные, ценности социальной группы и общественные. В любом случае они надындивидуальны, имеют социальную природу и не всегда могут полностью осознаваться людьми. Мир ценностей образует особую реальность.

Высший уровень ценностей мы связываем с понятием духовности. Это такие ценности, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, т.н. «вечные вопросы» человеческого бытия (Кто я? Зачем пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни?). Они значимы не только для философов, но и для каждого человека и всего общества в целом. Сложность их решения в том, что хотя они имеют «общечеловеческую» основу, но каждый раз в условиях конкретно-исторического времени и пространства каждый человек открывает и решает их заново, по-своему. На пути их решения происходит самоопределение личности, духовное восхождение.

Духовность может выступать как в религиозной, так и светской форме. Не следует упрощенно связывать духовность только с верой в бога или надмировые идеальные сущности, материалистическое мировоззрение, если не брать его вульгарные, примитивные формы, признает и развивает высшие проявления человеческого духа. Кроме того, необходимо иметь в виду, что духовность может быть разной направленности – как положительной, так и отрицательной: она не всегда связана с гуманизмом и человеколюбием, возможны и человеконенавистнические, антигуманные идеи и учения.

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, вплоть до человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.