Познание

Техника и техническая деятельность.

Под техникой понимают совокупность различных устройств, созданных человеком для преобразования, хранения и использования вещества, энергии и информации, а также совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности. Техника играла большую роль на протяжении всей человеческой истории, это важный элемент производительных сил, без которого невозможна человеческая деятельность. Но в последние полтора столетия техническое развитие настолько изменило все стороны человеческой жизни, что получившееся в результате общество стали называть индустриальным, техногенным. А размах технических нововведений не только восхищает, но и пугает людей.

Возникли две крайности в оценке результатов и перспектив влияния техники на общество. С одной стороны безудержный технологический детерминизм, эйфория от возможностей техники, когда считается, что любые проблемы общества можно решить путем технических нововведений. Вплоть до того, что продление жизни человека, а то и достижение бессмертия, предлагается достичь путем «киборгизации», сращения несовершенного человеческого тела с искусственными приспособлениями. С другой стороны растут ряды сторонников антитехницизма, небезосновательно указывающих на негативные последствия бесконтрольного распространения техники.

 

Приведите примеры в пользу той и другой точки зрения.

На этом фоне в философии сформировалось новое направление – философия техники, которое стремится понять сущность, роль и место техники в жизни общества.

Она указывает на то, что развитие техники, решая одни проблемы, ведет к возникновению других, еще более сложных. Развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные возможности человека. Поэтому зачастую возникает ситуация абсурда: растет количество техногенных катастроф, самые передовые достижения направляются на истребление людей, самые совершенные средства связи забиваются «информационным мусором», техника требует «защиты от дурака» и т.д.

Техника облегчает жизнь человека, делает ее более удобной и комфортной, но она и усложняет жизнь, требуя новых знаний, нового уровня ответственности за последствия своей деятельности. Всегда ли эта ответственность осознается? Ведь недаром возник злой и горький образ: современное человечество похоже на обезьяну, играющую со спичками на пороховой бочке. Стихийно и бесконтрольно развивающаяся техника опасна, она властвует над людьми.

Подумайте, почему Иоанн Златоуст говорил: «Ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой». Что он имел в виду? Соотнесите это высказывание с владением автомобилем, телевизором, компьютером.

 

Происходящие в современном обществе изменения нередко называют информационно-компьтерной революцией. Происходят коренные изменения во всех сферах жизни. Центр тяжести во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «вещественных» и «энергетических» компонентов на «информационные».

Появляется принципиально новый уровень производства, происходит качественное преобразование в основах производительной деятельности. Идет разукрупнение тяжелой промышленности, ей на смену идет мелкосерийное, гибкое, быстро меняющееся производство. «Гиганты» индустрии сменяются территориально рассеянными производственными сетями. Техника и технология наших дней весьма наукоемки, поэтому предъявляются весьма высокие требования к уровню образования и квалификации работника.

Меняется социальная структура: становится все меньше «синих воротничков» (низкоквалифицированных рабочих) и все больше «белых воротничков» (высококвалифицированных рабочих и инженеров). Уменьшается количество занятых в производстве благ (в высокоразвитых государствах 5-6% населения заняты в промышленности и 3-4% – в сельском хозяйстве, они в полной мере обеспечивают изобилие потребления), увеличивается количество занятых в сфере услуг (образование, отдых, туризм и т.д.).

Происходят существенные сдвиги в духовно-культурной сфере, причем последствия весьма неоднозначны. Облегчается доступ к информации, появляются новые возможности для образования, творчества, но это не ведет к повышению уровня культуры, наоборот, зачастую широко и агрессивно тиражируются худшие ее образцы.

 

Что такое «виртуальная реальность»?

Попытайтесь оценить последствия внедрения компьютеров и интернета в нашу повседневную жизнь. Какие проблемы они решают, а какие создают?

 

В сфере политики расширяются возможности непосредственного участия каждого гражданина в принятии демократических решений. Но с другой стороны появляются возможности всеохватывающего контроля властных структур над людьми, вплоть до манипулирования ими.

 

Развитие техники и производства породило экологическую проблему, но ее следует рассматривать шире: не только как проблему исчерпания невозобновляемых ресурсов и сохранения природы, но как необходимость осознать на новом историческом этапе извечный философский вопрос соотношения человека и мира. Для чего человеку техника и создаваемые при ее помощи материальные блага? Это цель жизни или только средство? А если средство, то для чего? Можно ли сказать, что в решении этих вопросов мы продвинулись дальше древних мудрецов?

По крайней мере, одно ясно: бездумное господство над природой подрывает основу нашего существования (не только материальную, но и духовную), поэтому в современном мировоззрении появилась идея коэволюции – совместного гармоничного развития природы, общества и человека. Высшей целью нашей деятельности должна быть не выгода, а сохранение и развитие человека. Но как этого добиться, вот вопрос.

 

 

Богатство современных высокоразвитых обществ во многом порождается знанием. Науко- и информационноемкие технологии требуют развития системы образования, превращения ее в самую обширную отрасль человеческой деятельности.

Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага. Без определенного минимума знаний экономического, социального и политического характера у большинства граждан страны, без навыков самостоятельного и рационального мышления в этой области невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества.

«Первейшей обязанностью гражданина демократического общества является получение образования и знаний, необходимых для того, чтобы разбираться в гражданских проблемах. Избирательное право – не привилегия, а долг и моральная ответственность. Избиратель фактически является должностным лицом; он занимает самый высокий пост, налагающий на него огромнейшие обязательства». (Людвиг фон Мозес, экономист 20 века)