Понятие «беженец»

«Беженец» — это международно-правовой термин универсального характера, определенный Конвенцией ООН 1951 г. и Протоколом ООН 1967 г. о статусе беженцев. Термин «беженец» является термином, содержание которого определяется в соответствии с принципами общего международного права. Но применяемое в обыденной практике понятие «беженец» значительно отличается от международно-признанного определения термина «беженец». Как правило, данный термин применяется в отношении любого человека, кто стремится спастись бегством от обстоятельств, которые он считает нетерпимыми, от несвободы и опасности, от угнетения и преследований, войны или гражданского конфликта, стихийных бедствий, землетрясений, наводнений, голода и других катаклизмов природного или техногенного характера.

Из категории беженцев, согласно международному праву, исключаются лица, скрывающиеся от правосудия за совершенные преступления, за нарушение общего, не имеющего политического аспекта, закона. Для международного права государства ограничили (а в настоящее время стремятся еще более ограничить) содержание понятия «беженец» тем, что не включили в категорию беженцев экономических беженцев или мигрантов. Решение их проблем относят к сфере международной помощи и развития, но не связывают с институтом убежища, под которым понимается защита в течение неограниченного времени на территории другого государства. Если мигрант, как правило, оставляет свою страну добровольно в поисках лучшей жизни, то для беженца экономические условия в стране, предоставившей ему убежище, менее важны в сравнении с безопасностью. В реальной практике определение различия между беженцем и мигрантов может быть затруднено. В этой связи можно указать основное различие: мигрант пользуется защитой правительства своей страны, а беженец — нет.

Лицо является беженцем, если оно соответствует критериям, содержащимся в определении, представленном в Конвенции 1951 г. Процесс определения статуса беженца проходит в два этапа:

· во-первых, выявляются факты, касающиеся данного лица;

· во-вторых, применяют к истолкованию этих фактов определение Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. Положения Конвенции 1951 г., определяющие статус беженца, состоят из трех пунктов:

1) «зачисление» (они определяют критерии, которым должно соответствовать лицо, чтобы быть признанным беженцем);

2) «прекращение» (указывают на условия, при которых беженец перестает быть беженцем);

3) «исключение» (перечисляют обстоятельства, в соответствии с которыми лицо исключается из сферы действия Конвенции 1951 г., хотя и соответствует позитивным критериям по пунктам зачисления).

На «экономических», «экологических», «техногенных» беженцев и жертв природных катастроф положения Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. не распространяются. Они также не распространяются на лиц, относительно которых есть весомые подозрения, что они осуществили преступления против мира и человечества, тяжкие преступления неполитического характера или иные действия, несовместимые с целями и принципами ООН.

Основной целью поиска точной формулировки определения «беженец» является стремление обосновать и облегчить предоставление помощи и защиты. Только тогда лицо может претендовать на соответствующие права или льготы, если его положение соответствует предъявляемым требованиям.

В договорах и соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций, использовался групповой, или категорийный, подход. Беженцем считалось лицо, находящееся за пределами страны своего происхождения и не пользующееся защитой правительства этого государства. Так, беженцы из России («русские беженцы») в 1926 г. определялись как любые лица русского происхождения, которые не пользуются или более не пользуются защитой правительства СССР и не приобрели иного гражданства[86]. Аналогичный подход был использован в соглашениях 1936 г. о лицах, бежавших из Германии. В том же году был учрежден Межправительственный комитет по делам беженцев, главной целью которого было облегчение вынужденной эмиграции из Германии и Австрии. В 1943 г. на Бермудской конференции мандат Комитета был существенно пересмотрен и распространен на всех лиц, кем бы они ни были, которым в результате событий в Европе пришлось или, возможно, придется покинуть страну своего проживания вследствие опасности для их жизни или свобод по причине их расы, религии или политических убеждений.

Учрежденная в 1946 г. Администрация Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮNРРА) занималась прежде всего оказанием помощи гражданским лицам из союзных стран и перемещенным лицам в освобожденных странах, а также репатриацией и возвращением военнопленных, но в ее задачи не входила работа по переселению перемещенных лиц или беженцев, а также решение их проблем. При этом беженцами считались те, кто по какой-либо причине не может вернуться в свои дома или не имеет домов, в которые они могли бы вернуться, или больше не пользуется защитой своих правительств. В послевоенный период в процессе своей деятельности ЮNРРА достаточно часто сталкивалась с проблемами, связанными с выездом граждан восточноевропейских стран за пределы своих государств или отказом их вернуться на свою Родину.

После Второй мировой войны были сформулированы более точные критерии, изложенные в Конвенции 1951 г., о статусе беженцев. Официальное определение понятия «беженец» стало более четким и юридически строгим. Согласно Конвенции беженец — это лицо, которое находится вне пределов его/ее страны происхождения, испытывает вполне обоснованный страх преследования по причине его/ее расы, религии, национальности, принадлежности к конкретной социальной группе или политических воззрений, а также не в состоянии или не желает воспользоваться защитой этой страны или вернуться туда из-за страха преследования[87]. Это обстоятельство позволяет квалифицировать, в соответствии с Конвенцией 1951 г., в качестве беженцев только 10—12 % лиц, ищущих убежища за пределами своей страны.

Ряд международных правовых документов, относящихся к беженцам, был принят государствами или межправительственными организациями в рамках географических регионов. Их содержание дополняет Конвенцию 1951 г. и отражает специфический характер проблем, стоящих перед беженцами в рамках конкретного географического района. Среди подобных региональных международных правовых актов можно указать Конвенцию Организации африканского единства (ОАЕ) 1969 г. и Картахенскую декларацию 1984 г. В их тексты были включены определения, которые расширяли понятие «беженец», приведенное в Конвенции 1951 г. Например, Конвенция Организации африканского единства в основном повторяет определение, приведенное в Конвенции 1951 г., но вместе с тем включает в него любое лицо, принужденное покинуть свою страну «в силу внешней агрессии, оккупации, иностранного вмешательства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в любой части страны его происхождения либо национальности или на ее территории в целом[88]».

В ряде региональных документов рассматриваются второстепенные вопросы, касающиеся предоставления убежища, проездных документов и проч. Среди подобных международно-правовых актов можно упомянуть Конвенцию об убежище (Гавана, 1928 г.), Конвенцию о политическом убежище (Монтевидео, 1933 г.), Конвенцию о дипломатическом убежище (Каракас, 1954 г.), Соглашение о выдаче преступников (Каракас, 1954 г.), Конвенцию о территориальном убежище (Каракас, 1954 г.), Договор по международному уголовному процессу (Монтевидео, 1989 г.).

return false">ссылка скрыта