Почему все люди разные?

Как человек стал человеком?

Много лет в исторической науке, антропологии, философии гос­подствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и производство — его главное отличие от животных.

Особенно быстро развитие человека пошло с возникновением язы­ка — теперь производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и в свою очередь способствовало быстрому раз­витию техники. Расширяющая границы жизни культурная «работа» за­няла более важное положение, чем утилитарный ручной труд.

У человека есть две жизни: одна, в которой мы живем подобно заведенным автоматам, приспосабливаясь к окружающему миру и обществу; и вторая, в которую мы впадаем в редкие минуты, когда творим, когда любим, когда делаем добро. С точки зрения филосо­фии, это и есть истинная жизнь — здесь мы радуемся, волнуемся, глубоко переживаем, здесь мы живем полностью в бодрствующем состоянии. Однако все эти вещи: добро, любовь, красота, ум, со­весть, честь — являются сверхъестественными, потому что не имеют никаких естественных причин. Нельзя спросить человека, почему он сделал добро (ибо если есть причина, то нет доброго поступка: «я спас человека, потому что он бо­гатый и меня отблагодарит»), нельзя спросить о том, почему он любит другого человека (если есть причина, то нет любви: «я люблю ее, пото­му что она красивая» — но ведь есть тысячи более красивых). Добро, как и любовь, не нуждается в объяснении.

Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны живут в более или менее одинаковых условиях: одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка. Но люди все равно все разные, непо­хожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разны­ми, неповторимыми и уникальными?

Первое: особенности психического склада — темперамент, ско­рость психических реакций, сообразительность — все это дается чело­веку по наследству.

Второе: опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребен­ка свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывал­ся мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.

Третье: особенности индивидуальной биографии — каждый живет свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, со­вершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого чело­века в жизни одновременно несколько ролей. Например, школьник, ко­гда он разговаривает с учителями, особенно с директором школы, — это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим, он прыгает, кричит, и выражение лица у него соответствующее. Третьим человеком он становится, при­ходя домой и разговаривая с родителями.

Это не значит, что он каждый раз притворяется: каждый раз это он сам, у каждого человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в по­нятии Я. «Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он на­чинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти — двенадцати годам складывается образ Я.

Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессозна­тельно, сохраняя личность от разрушения:

а. Механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то необычайно страшным, его психика может не вы­держать и разрушиться. Но срабатывает этот механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

б. Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо про­тивоположный. У мальчиков в 12 — 13 лет просыпается половое чувст­во, но они начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними — дерутся, толкают, выбивают портфели из рук. На самом деле девочки им очень нравятся, но психика идет своим путем, чтобы сохра­нить равновесие;

в. Механизм переориентации. Психика бессознательно переклю­чает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школь­ника большие неприятности в классе, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или на любимой собаке. В некоторых странах на предприятиях по советам психологов ставят чучело начальника, на котором можно выместить свое раз­дражение.

Можно сказать, что у человека два Я — внешнее и внутреннее

Внешнее Я — это совокуп­ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее Я — это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды.Это то, о чем нельзя рас­сказать другому, передать в виде слов или знаков. Философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселен­ную.

Вопросы для повторения:

1. Если жизнь с самого начала возникновения прогрессировала и развивалась, то, может быть, человек не последнее звено в ее развитии? Но кто же может быть следующим? Кто придет после нас?

2. Почему у высших животных не «просыпается» разум? И если бы он проснулся, то мог бы, по вашему мнению, человек примириться с этим? Признал бы он обладающих сознанием и языком обезьян и дельфинов за равных себе?

3. Бердяев называл лицо человека вершиной космического прогресса. Но насколько отражается в лице внутреннее содержание? Можно ли о другом человеке судить по его лицу?

4. Что имел в виду Бердяев, когда говорил, что не личность – часть общества (личность вообще не может быть частью чего–либо), а общество – часть личности?