Расскажите о теории живописи Н.П.Крымова.

Расскажите о закономерностях построения объемной формы цветом.

Тела природы состоят из тех или иных постоянных веществ. Они постоянно и однообразно реагируют на освещение и оставляют зрительное впечатление определенного цвета, свойственного данному предмету. Постоянный цвет, присущий данному предмету, называется собственным, или локальным. Не трудно установить, что в действительности одноцветная окраска предмета далеко не одинакова во всех его частях, что в условиях разностороннего освещения собственный цвет видоизменяется по мере того, как меняются характер световой среды и источники света. Собственный цвет, сохраняя относительное постоянство, приобретает оттенки, отражающие условия освещения, превращается этим в цвет обусловленный.

Собственные цвета предметов, нанесенные в первой стадии, придают им характер плоских силуэтов. Обусловленные окружающей средой цвета, нанесенные во второй стадии, придают предметам выражение трехмерности, объема.

Поэтому нельзя передать цвет предмета одной краской. Для этого нужно к собственной окраске предмета приложить столько красок, сколько их имеется в окружающей среде.

.
Чтобы уметь задавать объемную форму цветом надо уметь соблюдать отношения по тону. Например чтобы написать яблоко, надо где-то краску положить более плотно, а где-то не очень плотно (например в акварели разбавляешь водой, а в масле белилом), определить самое темное и самое светлое в яблоке, ее теневую часть. Плоскость которая находится ближе к художнику надо писать более сочнее, ярче, а другие плоскости соответственно менее яркими и менее насыщенными). Объем и форма определяются через рефлекс, цвет же предмета, находящегося в окружении других предметов, следует понимать как своеобразную мозаику рефлексов. Влияние рефлексов следует учитывать при изображении предметов живописными средствами. Без рефлексной взаимосвязи цвет предмета будет выглядеть «сухим» и «мертвым», а изображение плоским, бедным в пластическом и цветовом отношении.

 

Н.П.Крымов сформулировал известную теорию «общего тона» в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действи-тельно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал исполь-зовать огонек свечи или спички.
Он вводил понятие общего тона, и говорил о том, что белый дом в полдень и белый дом на закате - это тонально и в цвете два совсем различных пятна. Замечательны его примеры классических портретов (Рембрандт, Серов, Репин), где он предлагал сравнить "белый" цвет на этих работах (например освещенная белая рубашка) и лист белой бумаги. Так вот, светящаяся белым рубашка на поверку оказывалась сложным и достаточно насыщенным цветом (см. например портрет Гиршмана кисти Серова). Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: «Пейзаж. Летний день» (1926г.), «Вечер в Звенигороде» (1927г.), «Домик в Тарусе» (1930г.), «Зима» (1933г.), «Перед сумерками» (1935г.), «Вечер» (1939г.), «Вечер» (1944г.), «Цветы в крашеном ящике» (1948г.), «На краю деревни» (1952г.) и др.

«Я много думал о том, что такое реалистическая живопись, и убедился, что живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала.

Тоном я называю степень светосилы цвета. Верное видение тона более важно для художника, чем видение цвета, потому что ошибка в тоне дает неверный цвет. Без верно взятого тона невозможно правдиво передать общее состояние природы, пространство и материал.

Чувство общего тона и есть самое главное в живописи. Верно взятый тон освобождает художника от выработки деталей, дает глубину картине, размещает предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в котором уловлен, найден общий тон и верные отношения между тонами отдельных предметов и частей картины.

При настоящей живописи отпадают заботы о внешности картины, о «красоте» и оригинальности мазка, фактуры, индивидуальности и разных пустяках, но остается взамен много забот о содержании, об идее и красоте видимого в природе и жизни, о том очаровании, которое производит правда на художника.»