Проблема человека в истории философии

Смысл жизни

Сущность человека

Проблема происхождения человека

Проблема человека в истории философии

Тема 10. Философская антропология

В известном смысле все нейтральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и какое метафизическое место и положение он занимает в общей совокупности бытия, мира и Бога.

М. Шелер

План:

Рекомендуемая литература:

1. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989, № 2.

2. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

3. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1996.

5. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. М., 1964.

6. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

7. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988.

8. Курбатов В. Философия в притчах и парадоксах. Ростов-на-Дону, 1996.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

10. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

11. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

12. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996.

13. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

15. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

16. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1997.

 

Философская антропология (от греч. antropos – человек, logos – учение) – это раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с другими системами (обществом, культурой, природой). Как философская школа она существовала с 20-х гг. XX в., но в истории философии проблема человека всегда занимала центральное место.

Философов Древней Индии и Китая интересовали проблемы человека как части природы, человеческой судьбы и души. Философская антропология античности опиралась на понятие человека как части природы и Космоса, существа, обладающего разумом. Мудрость человека рассматривалась как умение жить по законам Космоса, познавать окружающий мир и самого себя. Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой (сущностью) человека. Философы античности рассматривали отдельные аспекты проблемы человека: его происхождения из звероподобного состояния (Демокрит); его взаимодействие с обществом и властью (Аристотель). Философия стала рассматривать человека как существо уникальное, нравственное. В нем, по мнению греческих мыслителей, соединено божественное и природное, и сам человек собственной деятельностью может либо опуститься до животного уровня, либо подняться до божественного. Господствующее звучание в греческой философии приобретает мысль о человеческом происхождении культуры, а сам человек все более осознается творцом своей собственной судьбы.

В философской мысли средних веков, согласно христианскому представлению о создании человека Богом по его образу и подобию, развивается идея о богоподобии человека, идея цельного статуса личности. Так как каждый обладает божественной природой, он может приобщиться, приблизиться к Богу и спасти себя от греха и зла. В этом заключался смысл жизни человека. Августин, продолжив развитие теории дуализма тела и души, трактовал последнюю как загадку, тайну. Дух и тело рассматриваются как качественно противоположные стороны человека, как возвышенное и низменное. Таким образом, философия средних веков сосредоточила свое внимание на духовном мире человека. Судьба человека и человеческая история предстает как «божий промысел», своеобразный испытательный полигон божьей милости или кары.

В философии Возрождения понимание человека было обусловлено гуманистической традицией. В ней, в отличие от средневековья, первенствовала ценность человека и гармоничность его земной жизни. Человек рассматривался как всемогущий, свободный творец своей судьбы. Природа – это просто мастерская для человека, который может делать в ней все.

В Новое время естественно-научная антропология рассматривала индивидуальность человека и его самосознание. Целью исследования классической философии стало изучение сущности человека, его сознания и познания. В Новое время человек предстает как существо разумное. Главная его цель – познавать и изменять окружающий мир с помощью науки. Кроме концепции «homo sapiens» (человек-разумный) распространяется концепция «homo faber» (человек-деятельный), творец истории и культуры. Суть каждого человека состоит в его действиях.

В то же время некоторые философы Нового времени представляли человека хрупким и слабым существом, «мыслящим тростником», затерянном в бескрайней Вселенной (Б. Паскаль). Этим раскрывалось противоречивость бытия человека в мире, он действительно и могуч, и слаб, создатель и разрушитель.

Вопросы о природе человека, его свойствах и особенностях оказались, в силу специфики той исторической эпохи, в центре внимания французских философов-просветителей XVIII в. Наиболее характерными для их учений о человеке было: 1. Признание естественного равенства людей. 2. Указание на определяющую роль личного интереса в их деятельности и поведении. 3. Признание значительного влияния общественной среды, прежде всего, форм государственного устройства и правления, на идеи и поступки людей. 4. Обоснование всемогущества образования и воспитания в процессе их формирования как личностей.

В зарубежной философии XIX-XX вв. интерес к человеку не пропал. Л. Фейербах, подвергший критике философию Гегеля, в том числе и его трактовку человека, который рассматривается как проявление более широкой общности – государства, которое, в свою очередь, понимается как результат саморазвития мирового Разума, осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в центр философии живого, чувственного, страдающего телесного человека. Ф. Ницше развивал идею о том, что законом мира является слепая воля к власти. В жизни человек руководствуется физиологическими потребностями и стремлением к власти. Философов марксизма интересовала, прежде всего, социальная жизнь человека в качестве социального существа. З. Фрейд исследовал глубинные мотивы поведения человека, рассматривая его как сложное психобиологическое существо. Важное место в современной философии занимает вопрос глобальных проблем современной цивилизации и кризис человеческого в человеке под воздействием техники и упадка нравственности (Н.А. Бердяев, Э. Фромм и др.). Экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.) учат, что человек – существо, страдающее от несовершенства мира. Человек должен находить в себе силы и бунтовать против абсурда и бесчеловечности этого мира.

Как самостоятельная дисциплина философская антропология оформилась благодаря трудам немецких философов М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, ставивших своей целью создание интегрированной концепции человека с помощью поиска антропобиологических оснований человеческой деятельности. Макс Шелер (1874-1928 гг.) сформулировал задачу философской антропологии: соединение различных подходов изучения человеческого бытия, так как человеческая природа есть концентрированное воплощение его единства. Определить человека принципиально невозможно, так как это отрицало бы многообразие и свободу человека. Шелер считал, что человеческая сущность духовна и выражается в способности видения безусловных ценностей.

Таким образом, тема человека является сквозной в истории философской мысли. Доминирующими вопросами являются вопросы сущности и природы человека, смысла его существования и призвания.