Антропологический материализм Л. Фейербаха

 

Материализм немецкой классической философии представлен Людвигом Андреасом Фейербахом (1804-1872 гг.). Фейербах последовательный материалист и атеист. Он утверждал, что природа существует независимо от какого-либо сознания, она основа существования человека. Природа никем не сотворена и является причиной самой себя. Доказывая зависимость психики человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела, объявив свою философию антропологией, т.е. учением о человеке.

Человек – совершенное создание природы. Человек в понимании Фейербаха телесное, природное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Тело и дух – едины. Дух можно представить отдельно от тела только в теории. Вне человека никакого разума не существует.

Фейербах выступал и против положения о том, что причинность и закономерность природы конструируется разумом. Все обстоит наоборот: не рассудок диктует законы природе, а законы природы являются законами мышления.

Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, что он превращает человека (и природу как его базис) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу. Бог есть то, чем человек хочет стать. Фейербах хочет заставить философию считаться и с «высоким», и с «низким» в человеке. Предлагает полюбить человека со всем его несовершенством.

Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическую и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Фейербах, однако, признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную основу. Эгоизм естественен, но человек не может быть счастлив в одиночку. Из этого следует, что человек реализует все способности сообща, из этого же происходит потребность в общении, в любви. Именно любовь, считает Фейербах, объединяет людей, делает их счастливыми. Любовь – это отношение к человеку как к высшей ценности. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию религией любви, в любви человек становится свободным и уподобляется Богу.

Фейербах по существу наметил контуры нового стиля философствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим проблем. Человек у Фейербаха уже вошел в тот трагический круг, из которого нет выхода: вера, любовь, долг. Фейербах открыл философию как сферу личностного знания, как бесконечный поиск смысла, как искание Бога, но сам «опознал» свое открытие как возвращение к природной цельности человека.

 

Тема 7. Русская философия XIX – XX вв.

На вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком.

В.С. Соловьев

ПЛАН: