Специфические черты философии средних веков

Философское учение Фомы Аквинского

Патристика. Августин Блаженный

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1997.

3. Всемирное писание. Антология священных текстов. М., 1995.

4. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

5. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.

6. История философии в кратком изложении. М., 1991.

7. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация «Логос», 1998.

8. Коноплев И. «Два града» Блаженного Августина (онтологические основания философии истории) // Человек.1998, №№ 1-2.

9. Курбатов В. Философия в притчах и парадоксах. Ростов-на-Дону, 1996.

10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

11. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

12. Туровский М. Средневековая философия // Философские науки. 1997, № 2.

13. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

15. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

 

Понятие «Средневековье» впервые было введено в XV в. гуманистами Возрождения. В XVIII в. оно приобрело уничижительный смысл «темного времени», но затем он был пересмотрен. Средневековье – это богатейший период истории духовной культуры. Сейчас общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного слияния христианства с достижениями античной мысли. Мировоззренческое основание средневековой философии – христианство (в форме католицизма). Поэтому не случайно философию того времени называли «служанкой богословия». Философия формировалась как осмысление христианского вероучения, религиозного опыта и образа жизни. Религия в свою очередь обращалась к философии за поддержкой и обоснованием своих учений (прежде всего, использовались труды Платона). Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума. Почти все средневековые философы были священнослужителями, а философия была для них подспорьем в проповедовании христианского учения.

Традиционно выделяется два основных периода в средневековой философии: 1) патристика (II-III по VIII вв. н.э.); 2) схоластика (с IX в. по XIV в.).

Выделим специфические черты философии средних веков.

1) В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии (theos – Бог, logos – слово, учение), для которой характерны теоцентризм и монотеизм (признание источником бытия, блага и красоты единого Бога, познание которого возможно только с помощью веры), креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего). Основными направлениями теологии являются: 1. апологетика (совокупность раннехристианских трудов авторов, обосновавших и защищавших христианское вероучение от нападок языческих светских властей и ученых); 2. патристика (совокупность учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией); 3. схоластика (учения, ставившие своей целью рациональное обоснование теологического вероучения с использованием идей античности).

2) Провиденциализм – специфическая черта, характеризующая исторический процесс как реализацию божественного промысла. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности. Именно в средние века появляется впервые концепция линейного времени истории человечества – от грехопадения до Страшного суда.

3) Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Цель и смысл жизни человека – служение Богу, преодоление своей греховности. Высочайшая добродетель – не разум, а добрая воля и повиновение заповедям Бога.

4) Большинству средневековых философов присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитирование.

5) Важнейшими проблемами средневековой философии являлись: вопрос соотношения веры и разума; проблема доказательства бытия Бога; проблема универсалий (общих понятий). В решении последней проблемы выделились три направления: 1. реализм (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Р. Бэкон) – общие понятия существуют объективно, до единичных вещей и до всякого познания их человеком; 2. номинализм (Росцелин, У. Оккам, Ж. Буридан) – общее реально не существует ни в уме Бога, ни в вещах, существует только единичное, произвольность (уникальность каждой вещи) божественного творчества определяет относительность всех нравственных норм; 3. концептуализм (Петр Абеляр, Иоанн Солсберийский) – общее не существует вне человеческого ума, до вещей или в самих вещах, общее находится в уме познающего, т.е. универсалии возникают в чувственном опыте человека, индивидуальная вещь без упрощающего обобщения открыта только божественному уму.

6) В средневековой философии возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени: учение о двух истинах (истине веры и истине знания (Д. Скотт)); учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан); учение об опыте как мериле истинности понятий (У. Оккам).