Временная трудовая миграция из стран-нечленов ЕС.

Закон ограничивает пребывание работников по трудовому соглашению или сезонных рабочих. Сотрудники фирм, расположенных в странах-нечленах ЕС, могут работать в Германии не более 3 лет. Программа «Грин кард» допускает вербовку ограниченного количества специалистов по информатике. Время действия подобных «Грин-кард» в Германии ограничено пятью годами. Приоритет в получении «Грин-кард», помимо специалистов в области информатики, имеют деятели науки и иностранные студенты, желающие обучаться и обучающиеся в германских высших учебных заведениях[56].

Значительное влияние, которое оказывает миграция населения и мигранты на жизнь современной Германии, обусловило то значительное внимание, которое уделяют правительственные и неправительственные организации, университеты Германии изучению проблем миграции. Среди них можно указать, например, Europaisches Forum fur Migratinsstudien (EFMS) при университете Бамберг (специализируется на изучении миграционных процессов в Европе); Institut fur Migrationsforschung und Interkulturelle Studien (IMIS) при университете Оснабрюк (занимается проблемами миграции и интеграции в прошлом и настоящем).

В сентябре 2000 г. в Германии начала свою деятельность иммиграционная комиссия, представляющая собой надпартийную комиссию экспертов, которая призвана вырабатывать практические предложения по принятию решений и рекомендаций для проведения политики в отношении иностранцев и иммигрантов в Германии. Иммиграционная комиссия занимается обсуждением широкого круга вопросов, связанных с миграцией: о потребности в квалифицированных иммигрантах, о демографической ситуации, о процедуре оформления въезда в страну, о некоторых положениях права, касающегося беженцев. В состав иммиграционной комиссии входит 21 человек, представляющий различные сферы: политики, науки, экономики и проч.

Важное место в работе иммиграционной комиссии занимает и решение комплекса проблем, связанных с изменением отношения к иммигрантам внутри страны, среди населения Германии. Решение этих проблем мыслится на основе взаимной интеграции. С одной стороны – это интеграция иностранцев в рамки германской культуры, с другой – это отказ от национальных предрассудков в отношении иммигрантов.

США

Соединенные Штаты Америки основали и заселили иммигранты. Сначала в эту страну мог приехать каждый желающий. Однако рост потоков мигрантов, уменьшение свободных территорий потребовали от правительства вмешательства в процессы иммиграции. С 1882 г. иммиграция в США стала регулироваться со стороны правительственных органов. Сегодня в США легально приезжают 900000 человек в год; нелегально — еще 300000. Кроме того, США осуществляют еще и прием беженцев на свою территорию. Так, например, только за 1999 г. США приняли 85000 беженцев.

Во многом именно история становления Соединенных Штатов и роста ее территории обусловили национальное своеобразие этого государства и ее политики в отношении иммигрантов. Как отмечает американский культуролог Хоми К. Бхабха, «в то время как большинство стран определяет свой суверенитет с точки зрения границ (borders),Соединенные Штаты считают себя, скорее, обществом покоренных окраин и приграничных зон (frontiers). Понятие государственной границы связано с историей Старого Света, где перекраивались географические карты и переименовывались целые регионы. А миф о frontiers— часть таинственного нимба вокруг Нового Света, который связан с представлениями о бесконечных пространствах, свободных рынках и динамичном предпринимательстве. Американская мечта об освоении новых земель и обретении новых свобод издавна омрачена уничтожением американского коренного населения при завоевании Запада и порабощением афро-американцев при заселении юга. И все же для иммигрантов из Азии, Европы и Латинской Америки, которые были вынуждены страдать как от несправедливого законодательства, так и от капризов рынка занятости, право на жительство в США в течение столетий служило подтверждением того, что они чего-то добились в жизни. «Грин кард» часто оказывается входным билетом в глобальную деревню, штаб-квартира которой, по мнению многих, находится именно в США»[57].

В Соединенных Штатах Америки раньше всех остальных стран мира был четко обозначен ориентир на культурный плюрализм и демографическое многообразие. В настоящее время именно мультикультурализм является одним из главных символов страны, ставшей единственной державой, по сути, определяющей судьбы всех других стран мира.

Прежние установки, которыми руководствовались и правительственные органы, политическая, экономическая и интеллектуальная элита США, и американское общество в целом, направленные на ассимиляцию культурных, религиозных и национальных меньшинств и выражающиеся в представлении Америки в образе «плавильного тигля», «салатницы», в настоящий момент подвергнуты ревизии. Меньшинства и культурные общности требуют, чтобы признали их «инаковость».

Мигранты, приезжавшие в Америку и руководствовавшиеся при этом политическими, экономическими, религиозными и проч. мотивами, весьма сильно повлияли на авторитет суверенного национального государства. Создание межгосударственных объединений, наднациональных корпораций и глобальных концернов, которые вышли далеко за границы страны, помимо прочего, повлияли и на ослабление экономической автономии и общественной территориальности государства. В последнее время это выразилось и в том, что ранее общее понятие «американца» пополнилось такими составными элементами, как «африканский американец», «азиатский американец», «чикано», «латино», «ниуйоркан», «черная нация», «странная нация» и т. д. Как отмечает Хоми К. Бхабха, "гибридизация различных культур стала существенной культурно-политической особенностью повседневной жизни: как говорят в США, американцы — «дефисная нация». Такое дефинитивное расширение, а также те многочисленные «прозвища», которые дают сами себе группы, дают возможность признать и выразить различные формы существования сегодняшних американцев"[58].

Некоторые испытывают настороженность в отношении данного процесса «гибридизации культур», другие, наоборот, скорее, присоединяются к мнению, сформулированному «чикано» художником-перформансистом Гильермо Гомес-Пена, который в групповой идентичности и гибридизации усматривает нарождающийся «новый интернационализм», изменяющий политические и культурные ценности американской жизни. «The new world (b)order— новый мировой порядок и новая мировая перспектива, — пишет Гомес-Пена, — заменяет «плавильный тигель» супом-менудо, в котором основные ингредиенты сплавляются воедино, но остается несколько неподатливых кусков, и они просто обречены на разбухание»[59].

В рамках современного американского общества меньшинства во многих отношениях относятся к группам, экономически наиболее обделенным и в этническом плане наиболее дискриминируемым среди граждан США. Сохранение своего культурного своеобразия, по сути, становится возможным только в том случае, если ты принадлежишь к высшему слою американского общества. Кроме того, умение постоянно «переходить границу» в физическом и материальном смысле предполагает наличие необходимого социального капитала — паспорта, визы, образования, признанного общественного статуса.

return false">ссылка скрыта

Некоторые проявления мультикультурализма, выражающиеся, например, в том, что 15 % радиостанций США - «этнические» (преимущественно афро-американские и испаноязычные), не подкрепляются соответствующими изменениями в экономической жизни национально-культурных меньшинств США. Так, у представителей черного населения Америки (13,6 % от общего населения) и лиц испаноязычного происхождения (11 %) ежегодный семейный доход в среднем составляет 50 % среднего годового дохода белых (26500 долларов США).

Однако, несмотря на достаточно резкий контраст в экономическом положении между белым населением Америки и представителями национальных меньшинств (в основном и составляющих основную массу иммигрантов), несмотря на то, что в стране, на весь мир провозгласившей права гражданина высшей ценностью, до сих пор не удалось осуществить великую идею эмансипации человека на собственной территории, США остаются самой привлекательной страной для иммигрантов всего мира.