Миграционные процессы в современном мире и их специфические черты
В условиях глобализации современного мира, расширения интеграционных процессов, изменения геополитической ситуации, разрушения биполярной (капиталистический – социалистический мир) системы, увеличения разделения между развитыми, развивающимися и бедными странами мира, демографического дисбаланса (вследствие уменьшения естественного прироста населения в развитых странах и перенаселенностью в развивающихся и бедных странах мира) миграция, разработка и осуществление миграционной политики выходят на первый план во внутренней и внешней политике многих стран мира.
В конце ХХ в. в миграционном движении населения мира на первый план вышли следующие миграционные потоки:
1) в США – из Китая, стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Таиланда, Филиппин), Индии, стран Южной и Центральной Америки (Бразилии, Колумбии, Пуэрто-Рико, Кубы, Панамы, Сальвадора, Мексики и др.);
2) в Европейские страны (страны ЕЭС) – из стран Балканского полуострова (Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Албании, Турции), Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко), республик, ранее входивших в состав СССР. В рамках ЕЭС отмечается миграционный поток из Португалии (самой бедной из стран ЕЭС) в другие страны европейского союза;
3) в арабские страны зоны Персидского залива (Саудовскую Аравию, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.) - из более бедных стран, в основном исламского мира (Пакистана, Египта, Бангладеш, Индии);
4) в ЮАР – из стран, граничащих с ЮАР на севере (Замбии, Мозамбика, Анголы, Намибии);
5) в Аргентину – из Боливии[38].
Выделение данных потоков в качестве доминирующих позволяет заключить, что США по-прежнему являются самой привлекательной страной не только для жителей азиатских и латиноамериканских стран, но и для европейцев. Вместе с тем можно отметить и повышение интенсивности миграционных потоков между странами Юга и Севера. Их интенсивность связана со все более растущим разрывом в уровне развития развитых и развивающихся стран. В числе последних в последние десятилетия ХХ в. выделилась группа стран, экономика которых оказалась в состоянии глубокой депрессии, а их население испытывает нехватку элементарных средств к существованию. Среди таких стран можно назвать Сомали, Эфиопию, Эритрею, Судан, Бангладеш и др. Состояние их экономики, разрушенной в результате длительных гражданских войн, межнациональных, религиозных конфликтов, позволяет отнести их уже не к категории развивающихся стран, а к категории стран четвертого мира. Развитые страны мира, международные организации, формируя и проводя в жизнь свою политику в отношении стран четвертого мира, сталкиваются с необходимостью решить дилемму, которая состоит в том, что увеличение помощи бедным странам в еще большей степени усиливает их зависимость от богатых стран, а отказ от осуществления подобной помощи приводит к резкой активизации миграционных процессов, иммиграции населения из бедных стран в страны Западной Европы и Северной Америки.
В настоящее время в странах Западной Европы уже проживает более 20 млн. только легальных иммигрантов из других регионов мира. Гражданские войны, экономическая, политическая нестабильность в развивающихся и бедных странах мира всякий раз приводят к возникновению все новых и новых волн миграции, обрушивающихся на страны Европы и Северной Америки. О том, насколько политическая нестабильность может повлиять на миграционные процессы и, в свою очередь, на политическую, экономическую стабильность в развитых странах мира, указывал в свое время лидер Китайской коммунистической партии Дэн Сяопин. В частности, он писал, что политическая нестабильность в Китае может вызвать массовые переселения китайского населения в находящиеся рядом страны. В этом случае, по оценкам Дэн Сяопина, порядка 500 тыс. китайцев переселится в Гонконг, 10 млн человек - в Таиланд, 100 млн - в Индонезию. Сколько переселится в Россию и станы СНГ через прозрачные и практически неохраняемые границы - неизвестно, но эта цифра, только по приблизительным оценкам, может составить несколько десятков миллионов человек[39].
Значительные масштабы миграции способны внести существенные изменения в демографический, этнический, религиозный, экономический, культурный, политический ландшафт современного западного мира. Во многом эти изменения составляют объективную основу для роста агрессии и расизма в среде западного общества по отношению к иммигрантам. Или, как это обозначают современные западные исследователи А. Кинг и Б. Шнайдер, ‑ «демографической агрессии» и «оборонительного расизма»[40].
Вместе с тем европейские страны, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран, вследствие демографических и иных проблем, выказывают заинтересованность в притоке на свою территорию некоторых категорий мигрантов, отвечающих определенным профессиональным, интеллектуальным и иным требованиям. Показательно, что, например, в США в настоящее время из каждых 10 человек, получающих докторскую степень в области естественных и технических наук, почти каждый десятый – выходец из стран Азии: КНР, Тайваня или Кореи. Еще более значительна доля ученых и инженеров, выходцев из стран Европы и бывшего СССР[41].
Весной 2000 г. отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?»[42].
«Замещающая миграция» - это миграционный прирост, который компенсирует недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране постоянства либо численности, либо каких-либо иных демографических показателей (например, соотношения половых либо возрастных групп населения). Понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах:
4) это миграционный прирост, при котором численность населения не меняется;
5) это миграционный прирост, при котором численность трудоспособного населения не меняется;
6) это миграционный прирост, при котором доля лиц в старших возрастах не увеличивается.
Согласно оценкам авторов доклада, при отсутствии замещающей миграции сокращение численности населения в развитых странах мира неизбежно. Повышение уровня рождаемости до количества необходимого для обеспечения простого воспроизводства населения в ближайшие десятилетия представляется маловероятным. Только иммиграция может предотвратить сокращение численности населения во всех странах, представленных в докладе. Величина иммиграционного притока, необходимого для этого, значительно варьируется по странам, в зависимости от их демографического прошлого (см. табл. 2).
Таблица 2
Среднегодовой миграционный прирост за 1990 - 2000 гг. и необходимый для неизменности численности населения в 2000 – 2050 гг.
Страна или регион | Среднегодовой миграционный прирост (тыс. человек) | Разница: [5]=[4]-[2] | Разница: [6]=[4]-[3] | Доля миг-рантов (в %), прибывших после 1995 г., и их потом-ков в общей численности населения в 2050 г. | ||
За 1990-2000 гг. (оценка) | В 2000-2050 гг. по прогнозу ООН 1998 г. | Необходимый для поддержания неизменной численности населения | ||||
Германия | -49 | |||||
Италия | ||||||
Республика Корея | -15 | -7 | 3,2 | |||
Россия | 22,9 | |||||
Великобритания | 5,5 | |||||
США | -677 | -632 | 2,5 | |||
Франция | -27 | 2,9 | ||||
Япония | 17,7 | |||||
Европа | 17,5 | |||||
Европейский Союз | 16,5 |
Результаты исследования показывают, что Европейский Союз может избежать сокращения численности населения при небольшом увеличении иммиграционного притока по сравнению с объемом 1990-х гг., в то время как всей Европе для этого потребуется почти двукратное увеличение объема миграции. Для предотвращения уменьшения численности населения в Республике Корея нужен относительно небольшой по величине миграционный прирост. Однако и это означало бы очень большие изменения для Кореи, которая до сегодняшнего дня остается страной эмиграции. Италии и Японии для сохранения численности населения неизменной было бы необходимо увеличить миграционный прирост в несколько раз. Напротив, Германии, США, Франции для поддержания численности населения потребовалось бы ежегодно принимать меньше иммигрантов, чем они принимали за последнее десятилетие. В Великобритании и России неизменность численности населения может обеспечить миграционный прирост, соразмерный с их среднегодовыми оценками для 1990-х гг.
return false">ссылка скрытаПоддержание неизменной численности населения за счет миграции приведет к тому, что в 2050 г. в некоторых странах, в том числе и в России, доля мигрантов и их потомков будет составлять от 20 до 30 % их населения.
Проблема замещающей миграции - порождение двух тенденций, становящихся все более характерными для некоторых частей мира, - тенденции к прекращению роста населения многих стран, и даже к его убыли (депопуляции), и тенденции демографического старения.
Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом - старением населения. И депопуляция, и старение обусловлены одними и теми же причинами:
во-первых, это устойчивое снижение уровня рождаемости, который в большинстве развитых стран мира, и не только в них, опустился ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;
во-вторых, снижение смертности в старших возрастных группах и продолжающийся рост ожидаемой продолжительности жизни.
Согласно оценкам ООН к 2050 г. численность населения сократится более чем в 30 странах, в основном европейских. Наиболее заметно - примерно на одну треть - население уменьшится в Болгарии, Италии, Латвии и Эстонии. Напротив, население США, согласно прогнозу, увеличится почти на четверть благодаря высокому миграционному приросту и более высокой по сравнению со странами Европы рождаемости. Население Европейского Союза, превышавшее население США в 1995 г. на 105 млн человек, в 2050 г. станет меньше его на 18 млн (см. табл. 3).
Таблица 3
Депопуляция и старение населения в странах мира, 2000 – 2050 гг.[43]
Страны | Численность населения (млн человек) | Сокращение численности населения (млн человек) | Доля лиц в возрасте от 60 лет и старше (в %) | |||
2000 г. | 2050 г. | В млн. | В % | 2000 г. | 2050 г. | |
Австрия | 8 080 | 6 452 | -1 628 | -20 | 20,7 | |
Армения | 3 787 | 3 150 | -637 | -17 | 13,2 | 39,5 |
Барбадос | -4 | -2 | 13,4 | 35,4 | ||
Белоруссия | 10 187 | 8 305 | -1 882 | -18 | 18,9 | 35,8 |
Бельгия | 10 249 | 9 583 | -667 | -7 | 22,1 | 35,5 |
Болгария | 7 949 | 4 531 | -3 419 | -43 | 21,7 | 38,6 |
Босния и Герцеговина | 3 977 | 3 458 | -519 | -13 | 14,9 | 37,7 |
Великобритания | 59 415 | 58 933 | -482 | -1 | 20,6 | |
Венгрия | 9 968 | 7 486 | -2 481 | -25 | 19,7 | 36,2 |
Германия | 82 017 | 70 805 | -11 212 | -14 | 23,2 | 38,1 |
Греция | 10 610 | 8 983 | -1 627 | -15 | 23,4 | 40,7 |
Грузия | 5 262 | 3 219 | -2 043 | -39 | 18,7 | 35,8 |
Дания | 5 320 | 5 080 | -240 | -5 | 31,8 | |
Испания | 39 910 | 31 282 | -8 629 | -22 | 21,8 | 44,1 |
Италия | 57 530 | 42 962 | -14 568 | -25 | 24,1 | 42,3 |
Казахстан | 16 172 | 15 302 | -871 | -5 | 11,2 | 25,4 |
Куба | 11 199 | 10 764 | -435 | -4 | 13,7 | |
Латвия | 2 421 | 1 744 | -677 | -28 | 20,9 | 37,5 |
Литва | 3 696 | 2 989 | -707 | -19 | 18,6 | 37,3 |
Македония | 2 034 | 1 894 | -140 | -7 | 14,4 | 33,8 |
Польша | 38 605 | 33 370 | -5 235 | -14 | 16,6 | 35,6 |
Португалия | 10 016 | 9 006 | -1 010 | -10 | 20,8 | 35,7 |
Молдавия | 4 295 | 3 577 | -718 | -17 | 13,7 | 32,5 |
Россия | 145 491 | 104 258 | -41 233 | -28 | 18,5 | 37,2 |
Румыния | 22 438 | 18 150 | -4 288 | -19 | 18,8 | 34,2 |
Словакия | 5 399 | 4 674 | -724 | -13 | 15,4 | 36,8 |
Словения | 1 988 | 1 527 | -461 | -23 | 19,2 | 42,4 |
Украина | 49 568 | 29 959 | -19 609 | -40 | 20,5 | 38,1 |
Финляндия | 5 172 | 4 693 | -479 | -9 | 19,9 | 34,4 |
Хорватия | 4 654 | 4 179 | -474 | -10 | 20,2 | 30,8 |
Чехия | 10 272 | 8 429 | -1 842 | -18 | 18,4 | 40,1 |
Швейцария | 7 170 | 5 607 | -1 563 | -22 | 21,3 | 38,9 |
Швеция | 8 842 | 7 777 | -1 066 | -12 | 22,4 | 37,7 |
Эстония | 1 393 | -642 | -46 | 20,2 | 35,9 | |
Югославия | 10 552 | 9 030 | -1 522 | -14 | 18,3 | 32,5 |
Япония | 127 096 | 109 220 | -17 876 | -14 | 23,2 | 42,3 |
В первой половине XXI в. показатели старения населения достигнут самых высоких отметок из когда-либо наблюдавшихся в истории человечества. К 2050 г. почти треть жителей, упомянутых в табл. 3. стран, будут составлять люди в возрасте старше 65 лет, а в Италии и Испании доля пожилых превысит 35 %. К 2050 г. коэффициент демографической поддержкипожилых, показывающий количество лиц в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет), приходящихся на одного человека в возрасте 65 лет и старше, во многих странах сократится более чем наполовину: с 4 или 5 до 2.
Меняющийся возрастной состав населения Западной Европы и Японии, замедление темпов или отсутствие демографического роста в этих странах поставили вопрос о неотложном реформировании или адаптации к новой демографической реальности прежней социально-экономической системы, системы пенсионного обеспечения, трудового законодательства, здравоохранения и др.
Каковы механизмы и перспективы решения демографических проблем?
Демографический рост и возрастная структура населения определяются тремя компонентами: рождаемостью, смертностью и миграцией. Однако цели и возможности управления каждой из компонент заметно различаются.
Если говорить о перспективах рождаемости в развитых странах, можно отметить, что ее уровень в ближайшие десятилетия не будет обеспечивать простое воспроизводство населения в этих странах. Все признают нынешнюю низкую рождаемость и ее дальнейшее снижение нежелательными, но никто не знает, как добиться ее повышения до уровня, хотя бы стабильно обеспечивающего простое воспроизводство населения. Ожидается, что коэффициент суммарной рождаемости будет колебаться здесь, в лучшем случае, в пределах от 1 до 2, т.е. меньше, чем необходимо для поддержания простого воспроизводства населения (для этого он должен быть несколько больше, чем 2).
Тенденции в области смертности таковы, что в новом столетии ожидается дальнейшее сокращение уровня смертности и увеличение средней продолжительности предстоящей жизни, в том числе и пожилых. В прогнозе ООН предполагается, что за первые 50 лет XXI в. ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 76 лет, в том числе в более развитых регионах мира с 74,9 до 82,1 года.
Миграция многим представляется гораздо более простым и эффективным (чем повышение рождаемости) на сегодняшний момент механизмом решения демографических проблем в развитых государствах мира. Величина миграционного притока может регулироваться в широких пределах, миграционная политика быстро приносит результаты и практически сразу же оказывает воздействие на возрастную структуру и численность населения страны. Миграция была уже неоднократно задействована для решения ряда проблем, например, для увеличения численности трудоспособного населения в странах Западной Европы в 1960‑х гг., в нефтедобывающих странах Персидского залива в 1970 - 1990‑х гг. Поэтому многие рассматривают миграцию как средство решения проблем, обусловленных старением и депопуляцией, причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Помимо международной миграции населения важное место в современных миграционных процессах занимают и внутренние миграции. В исследованиях внутренних миграций населения достаточно широко применяется понятие «миграционная когорта».
Миграционная когорта –это совокупностьмигрантов, объединяемая общим периодом миграции в данный населенный пункт или район. Миграционные когорты выделяются по результатам переписей населения на основе данных о продолжительности проживания[44]. Данные о миграционных когортах позволяют проследить миграционное движение населения, выявить динамику, территориальные и временные закономерности этого процесса.
Уже результаты переписей населения, проводившиеся в 1970 – 1980 ‑ е гг., позволяют сделать вывод о росте внутренних миграций в развитых и развивающихся странах. Так, по результатам переписи населения, проводившейся в СССР в 1979 г., удельный вес мигрантов в % отношении ко всему населению, проживающему в месте постоянного жительства не с момента рождения, составлял:
· менее 2-х лет – 16,3 %;
· 2 - 5 лет - 18,2 %;
· 6 – 9 лет – 13,0 %;
· 10 - 14 лет – 11,5 %;
· 15 – 19 лет – 10,5 %;
· 20 – 24 года – 8,3 %;
· 25 лет и более – 22,5 %.
Рост доли мигрантов, проживающих на одном месте 5 и менее лет (34,5 % для СССР в 1979 г.), дальнейшая активизация внутренних миграционных процессов в промышленно развитых странах во многом связаны с научно-техническим прогрессом конца 1970 — начала 1980-х гг., с развитием автоматизированных систем управления и проектирования, гибких производственных систем и комплексов, повышением удельного веса в производственной деятельности фирм и компаний таких операций, как составление программ, наладка оборудования и т.д. Обновление технологической базы современного производства привело к росту спроса на работников нового типа, обладающих аналитическим мышлением, способностью к быстрому освоению новых технологий, к непрерывному изменению своей профессионально-квалификационной принадлежности в условиях нарастающего устаревания профессий. Эти изменения привели к увеличению доли так называемой «гибкой рабочей силы», в состав которой включается:
1) штатный персонал предприятий, занятый неполный рабочий день или неделю;
2) сезонные или поденные рабочие, занятые на основе контрактов с ограниченным сроком;
3) работающие на дому.
В числе прочих характеристик гибкую рабочую силу характеризует высокая степень мобильности, как территориальной, так и отраслевой, профессиональной и проч. Уже в начале 1990-х гг. в развитых странах мира, например в Великобритании, гибкая рабочая сила составляла:
· до 50 % работающих в сфере бытовых услуг, торговли, гостиничном бизнесе, общепите;
· до 40 % - в административно-управленческой сфере;
· до 30 % - в сфере финансово-деловых услуг;
· до 40 % - в сельском хозяйстве и строительстве[45].
Подводя итог, можно отметить, что, во-первых, современные миграционные процессы сопровождают две противоположные тенденции в миграционной политике развитых стран мира. С одной стороны – это проявление заинтересованности в притоке рабочей силы, высокоинтеллектуальных, высококвалифицированных кадров с целью обеспечить дальнейшее развитие экономик этих стран. С другой стороны - это страх перед массовым наплывом мигрантов иной культуры, религии, языковой принадлежности и проч., ведущий к массовой ксенофобии среди жителей западноевропейских стран по поводу наплыва иностранцев, рост национализма, ужесточение контроля за притоком иммигрантов в эти страны, проведение мероприятий по выявлению каналов нелегальной миграции и проч.
Во-вторых, рост внешней миграции сопровождается активизацией процессов внутренней миграции населения в индустриально развитых странах. Это связано с изменением технологической основы промышленности, трансформацией социальной структуры современного общества, дальнейшим развитием инфраструктуры, средств коммуникации.