История миграций населения в эпоху средневековья

Эпоха средневековья в истории Западной Европы отмечена многими значительными событиями, связанными с массовыми перемещениями населения. Крестовые походы, великие географические открытия, реконкиста в Испании, выселение еврейского населения из многих государств Западной Европы, религиозные войны в период позднего средневековья и целый ряд других событий были связаны с массовыми миграциями населения на территории Европы и других континентов. Миграционные процессы, происходившие в то далекое время, во многом обусловили последующий ход истории, определили характер и масштабы событий новой и новейшей истории Европы и мира и в целом. В основе миграционных процессов того времени, наряду с причинами экономического и политического плана, лежат и причины, мотивы религиозного характера, связанные со значительным влиянием христианской религии, католической церкви на жизнь западноевропейского общества в период средневековья. Одними из наиболее показательных в этом плане событий являются крестовые походы.

Крестовые походы -это ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами в период с 1095 по 1291 гг. для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Данные походы носили в основном характер религиозных войн христиан против мусульман. Вместе с тем они представляли собой и мощное военно-колонизационное движение европейцев на территорию Ближнего Востока. Особенно это характерно для первых походов. В них были вовлечены практически все слои западноевропейского общества: высшая феодальная знать, рыцари, духовенство, торговцы, ремесленники, простолюдины. Отправляясь в поход, каждый человек принимал обет крестоносца, но руководствовался при этом разными мотивами:

1) представители крупной феодальной знати стремились увеличить владения и усилить свое политическое влияние путем создания на Востоке новых, подвластных им государств;

2) рыцари - младшие сыновья феодалов, лишенные возможности получить на родине наследство в связи с распространением практики наследования на основе первородства, надеялись приобрести земли и положение в обществе;

3) торговцы Венеции, Генуи, Пизы и других городов (в основном Италии) стремились расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточно-средиземноморской) торговле;

4) крестьяне надеялись получить свободу и материальный достаток.

Таким образом, каждый крестоносец, нашивая на одежду красные нагрудные кресты, лелеял надежду получить или материальные блага на Земле или райскую жизнь на небесах, о которой говорили в своих речах римские папы и проповедники.

Безусловно, что в основе крестовых походов лежали не только личные мотивы тех или иных представителей европейского общества, но и причины объективного плана:

1) стремление католической церкви распространить свое влияние на восток, установить свое господство над всем христианским миром (во многом именно это обстоятельство позволяет рассматривать в качестве крестовых походов Реконкисту в Испании и завоевание рыцарями Тевтонского, Ливонского орденов, ордена Меченосцев, земель на востоке Европы, населенных славянскими народами). Католическая церковь пыталась устранить рыцарскую вольницу, междоусобные конфликты, подчинить власть монархов Европы духовной власти римского папы;

2) в X - XI вв. происходит общее религиозное возрождение в Западной Европе, активную роль в котором играл бенедиктинский монастырь Клюни в Бургундии, основанный в 910 г. герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Ряд настоятелей призывал к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, что позволило аббатству стать достаточно влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно с этим в XI в. возрастает число паломничеств в Святую Землю;

3) социокультурный аспект мотивации, связанный со стремлением феодалов к обогащению, захвату земель, что осуждалось, порицалось и подавлялось церковью в Европе, но получало полное одобрение в отношении мусульман, евреев, византийцев. Крестоносец не просто грабил и убивал, но совершал богоугодное дело, наказывая еретиков. То есть церковь организовала нечто вроде предохранительного клапана для Европы, который позволил удалить наиболее активные, но в то же время деструктивные силы, направив их на осуществление выгодного для церкви мероприятия;

4) растущие материальные потребности европейской знати, торговцев, духовенства и других слоев общества. Они были вызваны ростом городов, расширением торговых отношений. Рыцарству, да и многим простолюдинам, горожанам, постоянно жившим под страхом очередного нападения со стороны феодальных дружин, казалось более легким делом добиться удовлетворения своих потребностей силой оружия, а не мирным путем;

5) европейские города, прежде всего города Италии – Пиза, Генуя, Венеция и др., стремились закрепить свое господство над западным и центральным средиземноморьем и распространить его далее на восток и северо-восток, в направлении акваторий Эгейского и Черного морей;

6) крестовым походам способствовала благоприятная внешнеполитическая ситуация, вызванная захватом турками-сельджуками в 1078 г. Иерусалима, ранее входившего в состав Византийской империи. После этого Византийский император Алексий I Комнин обратился к папе Урбану II и ряду государей Западной Европы за помощью.

Первые крестовые походы до середины XII в. носили характер массовых и в некоторой степени стихийных мероприятий. С середины XII в. крестьянство отходит от активного участия в крестовых походах, они превращаются в сугубо феодальные предприятия, целью которых становится территориальная и торговая экспансия, устранение господства мусульманских государств и Византии в восточном средиземноморье. Это обстоятельство определяет то, что только первые походы можно рассматривать как миграционное, военно-колонизационное движение населения Западной Европы на Ближний Восток, остальные походы представляют собой, скорее, чисто военные мероприятия, не имевшие глубоких религиозных или колонизационных целей.

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе 26 ноября 1095 г. папа Урбан II. Урбан II обратился к аудитории с призывом начать войну против неверных мусульман, за освобождение Святой Земли. Он пообещал всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову, – место в раю. Папа призвал баронов прекратить междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок. Архиепископы и епископы призвали своих прихожан пойти в поход. Проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.

Весной 1096 г. тысячи бедняков добрались до Константинополя, но они оказались нежеланными гостями для византийского императора Алексия. Их временно селили вне городской черты, кормили и перевозили в Малую Азию, где в октябре 1096 г. они были перебиты турками-сельджуками.

1-й крестовый поход (1096 – 1099 гг.).Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, крестоносцы прибывали в Константинополь в течение 1096 – 1097 гг. Поход возглавили герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский, князь Боэмунд Тарентский. В нем участвовало около 30 тыс. чел. 15 июля 1099 г. крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу. Королем Иерусалима стал Готфрид Бульонский, избравший титул «защитника Гроба Господня». Держава состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима в их отношении располагал довольно условными правами, свою вассальную присягу королю они исполняли лишь в случае войны. Кроме того, власть короля была ограничена церковью – папским легатом (номинально возглавлявшим крестовый поход) и высшим духовным лицом на Святой Земле - патриархом Иерусалимским.

return false">ссылка скрыта

Население королевства составляли: евреи, арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.

В этом время получили развитие несколько городов - центров коммерции и торговли: Бейрут, Акка, Сидон и Яффа. В соответствии с привилегиями итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Они имели консулов (глав администрации) и судей, свою монету, систему мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Итальянцы вносили подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью.

Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари святого Иоанна (иоанниты, или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены создавались для защиты храмов, святынь, паломников, для организации больниц и заботы о больных и раненых. Ордены госпитальеров и тамплиеров ставили, наряду с военными, религиозные и благотворительные цели, их члены давали монашеские обеты. Они получали финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в XII–XIII вв. превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой.

2-й крестовый поход (1147 – 1149 гг.).В 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги. Глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III и короля Франции Людовика VII предпринять новый крестовый поход. Папа Евгений III выпустил в 1145 г. буллу о крестовых походах, которая гарантировала семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, участвовавшие в походе, были огромны, но из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом.

3-й крестовый поход (1187 – 1192).Султан Салах-ад-дин, объединивший мусульман в единое государство, простиравшееся от Багдада до Египта, в 1187 г. взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. Новый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Фридрих I утонул в Малой Азии при переправе через реку. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское. Возглавив крестовый поход, Ричард I отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о допуске паломников в Иерусалим и к другим святыням. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым достижением этого похода было завоевание в 1191 г. Кипра, где возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489 г.

4-й крестовый поход (1202 – 1204 гг.).В объявленный папой Иннокентием III поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Венецианцы обязывались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Но из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые не смогли оплатить зафрахтованные корабли. Венецианцы предложили французам в качестве платы оказать им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации – соперник Венеции в Адриатике. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход и отлучил ее участников от церкви. Однако экспедиция состоялась. В ноябре 1202 г. крестоносцы разграбили Задар. После этого венецианцы предложили французам повернуть против Константинополя, чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела, рассчитывая на его помощь в организации похода в Египет.

Несмотря на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако выплата вознаграждения задерживалась, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней, начиная с 13 апреля 1204 г. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы овладели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. До Святой Земли участники этого крестового похода так и не добрались. Позднее папа снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей.

Крестовый поход детей (1212 г.).В религиозное движение оказались вовлеченными и тысячи крестьянских детей. Французские дети (около 30 тыс.) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма в Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Немецкие дети (около 20 тыс.), возглавляемые Николасом из Кёльна, направились в Италию. При переходе через Альпы две трети их погибло, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли.

По другой версии, французские дети и взрослые во главе с Этьеном сначала прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход. Король уговорил их разойтись по домам. Немецкие дети под началом Николаса дошли до Майнца, где некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные пошли в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий III освободил их от обета. Часть детей объявилась в Марселе, большинство их исчезло без следа. В современных исторических исследованиях ставится под сомнение как масштаб этого похода, так и сам его факт. Имеется предположение, что «Крестовый поход детей» - это движение собравшихся в крестовый поход бедняков, потерпевших неудачу уже в Италии.

5-й крестовый поход (1217 – 1221 гг.).На IV-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода). Выступление было намечено на 1217 г., его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, в 1218 г., с прибытием новых подкреплений из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й крестовый поход (1228 – 1229 гг.)возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Путем переговоров королю удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами.

7-й крестовый поход (1248 – 1250 гг.)возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция против Египта закончилась поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были разбиты. Сам Людовик попал в плен и позднее был освобожден за выкуп.

8-й крестовый поход (1270 г.).Людовик IX вновь пошел войной на арабов. Он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля. Этот поход стал последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акку в 1291 г.

Крестовые походы оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни, в том числе на последующие миграционные процессы.

1. Большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев. Итальянские города (Генуя, Пиза, Венеция и др.) обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Они установили торговые связи с Ближним Востоком, вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток, что привело к открытиям Америки и других земель, вошедших в историю под названием «Великие географические открытия».

2. В ходе крестовых походов погибли тысячи крупных феодалов, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Эти потери способствовали централизации власти в западноевропейских странах, ослаблению системы феодальных отношений, что способствовало большей миграционной мобильности населения Западной Европы.

Другим примером миграционного движения эпохи средневековья, связанного с религиозными и национально-освободительными мотивами, является Реконкиста.

Реконкиста («отвоевание», «возвращение») — это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых позже назвали маврами. Мавританским корпусом руководил Тарик ибн Зияд (отсюда название Гибралтар — «Скала Тарика»). Мавры захватили полуостров всего за несколько лет, оставив незавоеванными лишь горные области Астурии. В 718 г. при Ковадонга продвижение экспедиционного корпуса мавров было остановлено.

До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус. В 756 г. Абдарахман I Омейяд провозгласил независимый Кордовский халифат.

В середине VIII в. астурийские христиане во главе с королем Альфонсо I заняли Галисию. Согласно преданию был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста - новым крестовым походом в защиту христианства.

В конце VIII — середине IX вв. при Карле Великом франки остановили продвижение мусульман в Европу. На северо-востоке полуострова, между владениями франков и арабов, была создана Испанская марка, просуществовавшая до IX—XI вв. и распавшаяся на графства Наварра, Арагон и Барселону. В 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон.

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Отсюда происходит название провинции «Кастилия» (от испанского слова «castillo») - «замок», «крепость».

В середине XI в. при правлении Фердинанда I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака.

В начале XI в. (после смерти диктатора Мансура) Арабский халифат распался на множество независимых халифатов и королевств.

Еще две волны завоевателей из северной Африки вторгались на полуостров в XI и XII вв. (Альморавиды и Альмохады).

Альморавиды (1090—1145 гг.) ненадолго остановили распространение Реконкисты. В 1085 г. христиане захватили Толедо, а в 1095 г. испанцами были отвоеваны земли в Валенсии.

Следующие успехи Реконкисты относятся к концу XII — началу XIII вв. Самую большую победу над Альмохадами одержали в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет — в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат. Последним исламским государством на Иберийском полуострове был Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 г.

В 1469 г. произошло важное для будущего Испании событие - брак между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской, которых папа Римский Александр VI назвал «католическими королями». Этот брак положил начало политическому объединению Испании, завершившемуся к концу XV в. Лишь Наварра была присоединена в 1512 г.

В 1478 г. Фердинанд и Изабелла утвердили церковный суд (инквизицию), призванный охранять чистоту католической веры. Началось преследование евреев, мусульман, а позже протестантов.

С событиями крестовых походов и Реконкисты связаны массовые миграции еврейского населения на территории Европы.

До конца XI в., а точнее 1096 г, достаточно скудные упоминания о евреях становятся гораздо более частыми. Рост внимания к евреям был напрямую связан с началом крестовых походов. В исторических хрониках того времени встречаются разные позиции в отношении массового избиения евреев. Одни хронисты писали сухо и невозмутимо, излагая лишь факты убийств, другие не скрывали своего удовлетворения от гибели евреев, третьи выступали с осуждением этих убийств. Среди последних был Альберт Аахенский, который считал, что провал «народного крестового похода» был вызван божественным наказанием, и видел здесь справедливое возмездие за бесчинства, совершенные попутно.

Можно отметить, что 1096 г. – год совершения первого крестового похода - был своеобразной точкой отсчета в раздувании антисемитизма в Западной Европе, который позднее, в XX в., закончится Холокостом.

В 1146 г. папа Евгений III провозгласил второй крестовый поход. Но этот призыв не вызвал массового народного движения, подобного тому, что было в 1096 г. В проповедях стали звучать антиеврейские призывы, получившие серьезную теоретическую разработку со стороны проповедников-монахов. Так, во Франции аббат Пьер из Клюни говорил: «Зачем с большими людскими и финансовыми потерями отправляться на край света для сражений с сарацинами, если мы позволяем жить среди нас другим неверным, которые в тысячу раз более повинны перед Христом, чем магометане?». Монах Рудольф призывал в Германии: «Отомстите сначала за распятого тем врагам, которые живут здесь, среди нас, а уже затем отправляйтесь сражаться с турками!»

Призывы этих людей на этот раз не имели таких тяжелых последствий, как в 1096 г., поскольку ситуация находилась под более жестким контролем со стороны князей и епископов, которым удавалось оградить евреев от ярости толпы, но при этом евреев принуждали платить огромные деньги за свое спасение. Иногда христианские проповедники даже призывали толпу к благоразумию, показывали богословскую опасность затеянного предприятия. Тем не менее хроники отмечают инциденты и массовые убийства в Кельне, Шпейре, Майнце, Вюрцберге в Германии, а также в Карантане, Рамерю и Сюлли во Франции, но общее число жертв не превышало нескольких сотен.

Кроме того, в это время возникает новая проблема для еврейского населения Европы - обвинение евреев в ритуальном убийстве, сопровождаемое обвинением в осквернении просфоры. Но, по сути, в основе этих обвинений лежала одна идея - идея святотатства. Подобные обвинения в отношении евреев прозвучали в Германии и Англии.

Таким образом, каждый раз, когда средневековая Европа была увлечена религиозным движением, когда христиане отправлялись на борьбу с мусульманами или еретиками, ненависть к евреям разгоралась повсюду. Каждая или почти каждая проповедь крестового похода имела практически одинаковые последствия для евреев – погромы, убийства, грабежи.

В 1188 г. подготовка к III крестовому походу совпала с коронацией короля Ричарда I. В день коронации в лондонский королевский дворец пришли многочисленные депутации, чтобы поздравить нового короля. Среди них была и депутация от евреев. Присутствие депутации не понравилось английскому архиепископу. Он заметил королю, что неверующие недостойны такой чести и принимать от них подарки грешно. Ричард приказал вывести депутацию из тронного зала. В городе прошел слух, что король позволил громить евреев. Лондонская чернь и крестоносцы стали убивать евреев, грабить имущество, разрушать дома. Затем погромы прокатились и по другим городам Англии: Йорку, Норвичу, Стэмфорду, Линну. Позднее, в 1290 г., английский король издал приказ изгнать всех евреев из страны. Около 16 тыс. евреев покинуло Англию и направилось во Францию и Германию. С этого времени и вплоть до 1655 г. на Британских островах ни одного еврея не было.

Само присутствие евреев среди христиан, народа, который знал Иисуса, но отверг призывы христианства, многих серьезно раздражало. Среди них был папа Иннокентий III. Его враждебное отношение к евреям подкреплялось и тем, что в Южной Франции под влиянием распространившейся еврейско-арабской образованности возникла секта альбигойцев. Против нее был организован альбигойский поход. Начались преследования евреев на юге Франции. Во время неудачно провозглашенного крестового похода в 1236 г. произошли массовые убийства на западе Франции, в Англии и Испании. При взятии города Безьера в 1209 г. в числе убитых было около 200 евреев. Именно здесь прозвучали слова монаха Арнольда: «Бейте всех, а там уж, на небе, Бог отличит виновных от невинных».

В дальнейшем, в начале XIV в., массовые убийства евреев происходили на фоне социального кризиса и в ходе последних вспышек народного мистицизма: широкомасштабные народные волнения в Германии во время сорвавшегося крестового похода 1309 г. и резня в Кельне, в Нидерландах, в Брабанте. Затем крестовый поход “пастушков” на юге Франции в 1320 г. и массовые убийства в Бордо, Тулузе и Альби.

Постоянные преследования вызвали массовую миграцию еврейского населения на восток – в направлении польских и литовских земель, куда они устремляются с XV в. Первая сохранившаяся грамота, определявшая правовое положение евреев, была издана в 1264 г. Болеславом Благочестивым, удельным князем Великой Польши. Евреям было предоставлено право автономного судопроизводства во внутренних делах. Ряд статей устанавливал неприкосновенность личности и имущества евреев, свободу передвижения и наказания за нарушение их прав. Это обстоятельство создало предпосылки для роста числа евреев в Польше к концу XIII в., особенно в связи с их гонениями в Западной Европе.

Уния Польши с Литвой (1385 г.) оказала большое влияние на положение евреев. В 1388 г. великий князь Витольд (Витаутас) дал евреям литовских общин грамоту, подобную привилегиям Казимира Великого. Гродненским евреям Витольд даровал в 1389 г. привилегию, обеспечивавшую им свободное занятие торговлей и ремеслами наравне с христианскими горожанами. В конце XIV в. в Литве (в Троках и в Луцке) осели караимы, развивавшие самостоятельную религиозную и культурную деятельность.

В Испании относительная терпимость периода реконкисты сменяется в XIV в. фанатизмом, сопровождавшимся травлей евреев. В 1391 г. большинство испанских еврейских общин подвергается погромам. Издается ряд декретов, ограничивавших экономическую деятельность евреев и их право выбирать себе местожительство. Многие евреи, не выдержав преследований, стали переходить в христианство. Евреи считали их «анусим» (жертвами насилия), а испанцы презрительно называли их «марранами» (свиньями) или «конвереос» (выкрестами).

Значительная часть крестившихся в 1391 г. и в последующие годы намеревалась лишь переждать грозу и покинуть в первый подходящий момент христианское королевство. В XV в. началась эмиграция евреев из Испании в Северную Африку и в другие мусульманские страны, а также в Палестину, Италию и в Западную Европу - в Нидерланды. 31 марта 1492 г. король и королева издали эдикт об изгнании всех евреев из всех областей Испанского государства. Евреи были вынуждены покинуть страну в течение трех месяцев со дня опубликования эдикта. Около 120 тыс. человек покинуло страну, бросив на произвол судьбы свои дома и почти все свое имущество. Значительная часть их направилась в Португалию, где в 1497 г. их постигла такая же, если не более трагическая, участь.

Еврейские изгнанники (анусим) продолжали бежать из Испании и после 1492 г. Они устремились в мусульманские страны, в Оттоманскую империю и в Италию. Многие анусим направились в испанские колонии в Америке и в находившиеся под испанским владычеством Нидерланды. Когда Нидерланды восстали против испанского гнета, в Амстердаме и в других частях страны возникли общины бывших анусим, открыто вернувшихся к еврейству.

С изгнанием евреев из Испании фактически завершился процесс их вытеснения из Западной Европы. Кроме небольшого числа анусим во Франции, а затем и в Нидерландах, в XVI в. не было евреев на всей территории, простиравшейся от Англии до Гибралтара.

Возможно, что сведения об изгнании евреев из Испании оказали влияние на настроение умов также и в Польше, и Литве. В 1495 г. великий князь литовский издал указ об изгнании всех евреев из Литвы. Но уже спустя восемь лет, в 1503 г., им было разрешено вернуться.

Миграционное движение еврейского населения по территории Европы в период средневековья имело далеко идущие последствия, оказав влияние на многие последующие события истории и их характер. Неудачи европейцев в крестовых походах и полный успех Реконкисты способствовали росту интереса европейцев к открытию новых путей на восток и захвату земель. Этот интерес привел к тому, что в 1492 г. Христофор Колумб, пытаясь найти новый путь в Индию, открыл Новый Свет — Америку, положив тем самым начало золотому веку Испании, а также колонизационному движению, связанному с эпохой «Великих географических открытий».

«Великие географические открытия» -под этим названием в историю вошли крупнейшие открытия европейских путешественников, сделанные в XV — середине XVII вв.

Среди наиболее очевидных причин, которые лежат в основе повышенного интереса европейцев к заморским странам в этот период, можно указать:

1) экономические причины, связанные с поиском новых торговых путей. Неудачи крестовых походов, расширение владычества турок не способствовали расширению торговых связей Европы с Востоком. Важнейший торговый путь на восток (через Малую Азию и Сирию) был перекрыт. Торговые и ремесленные слои общества стран Западной Европы в условиях роста своего экономического и политического влияния были заинтересованы в расширении торговли;

2) политические причины, вызванные становлением национальных, централизованных государств в Западной Европе. Монархи европейских стран рассматривали открытие новых земель как источник увеличения своего могущества, пополнения казны за счет заморских колоний;

3) религиозные мотивы, вызванные желанием католической церкви расширить свое влияние, распространить «истинную веру», а также пополнить свои финансовые ресурсы. Во многом именно этим обстоятельством объясняется весьма существенная роль, которую играла католическая церковь в ходе Великих географических открытий и последующей колонизации открытых территорий;

4) технические причины - к этому времени была практически решена задача мореходства в открытом море, построены суда, приспособленные для океанских плаваний, позволявшие перевозить значительное количество людей и грузов.

Вместе с тем можно обозначить и ряд причин субъективного плана, связанных с личностью первооткрывателей. Многие из них рассматривали свои путешествия, открытие новых земель как шанс занять достойное место в обществе, поскольку большая их часть состояла из представителей мелкого дворянства и торгово-ремесленной буржуазии, часть – из деклассированных элементов, которые на родине не имели определенных перспектив на будущее, возможностей обеспечить безбедную жизнь для себя и своей семьи. Активность некоторых первопроходцев была вознаграждена судьбой, но большинство из них ушли в мир иной не оставив для потомков своих имен.

В первый период (XV-середина XVI вв.)одними из первых планомерные экспедиции в океане начали португальские мореплаватели. В 1416 г. Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 г. Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 г. В. Кабрал — Азорские острова.

В 1487-1488 гг. Б. Диаш достиг южной оконечности Африки, обогнул ее, открыл мыс Доброй Надежды. В 1497-1498 гг. Васко да Гама (с помощью арабского лоцмана) на четырех судах обогнул Африку и достиг Индии. Х. Колумб предпринял попытку достичь Индии другим путем (плывя на запад по Атлантическому океану). Испанское правительство выделило ему три каравеллы и в 1492 г. экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов. Позднее он совершил еще три плавания, открыв острова Пуэрто-Рико, Ямайку и несколько островов из группы Малых Антильских, побережье Южной и Центральной Америки.

В 1499-1504 гг. четыре путешествия к берегам Америки совершил итальянский мореплаватель Америго Веспуччи, назвав изученные им страны «Новым Светом». Немецкий картограф М. Вальдземюллер в предисловии к его книге предложил назвать «Новый Свет» в честь Америго — Америкой. Оно и вошло в историю (в 1538 г. оно впервые было показано на карте применительно к Южной и Северной Америке).

В 1500-1501 гг. эскадра португальца П. Кабрала, направлявшаяся в Индию, из-за экваториального течения сильно отклонилась и достигла Бразилии. Кабрал объявил ее колонией Португалии. Продолжив плавание, он обогнул Африку и через Мозамбикский пролив проследовал в Индию.

Ф. Магеллан установил наличие океана между Америкой и Азией, а также подтвердил шарообразность Земли в ходе своего первого кругосветного плавания (1519 - 1521 гг.). Экспедиция под руководством Магеллана обследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив), совершила плавание в южной части Тихого океана. Магеллан побывал на Марианских и Филиппинских островах (где погиб в стычке с туземцами). Из 239 человек, отправившихся в плавание, вернулись 21.

В конце XV в. итальянец Д. Кабот открыл северо-восточное побережье Северной Америки. Позднее его сын, С. Кабот, совершил длительное путешествие по восточному побережью Южной Америки.

Во второй четверти XVI в. Ф. Писарро и другие испанские конкистадоры обследовали Тихоокеанское побережье Южной Америки, открыли крупнейшие реки — Амазонку, Ориноко, Парану, Парагвай.

Во второй период (середина XVI — середина XVII вв.) европейские путешественники попытались обогнуть Америку с севера, найти новый путь в Азию, что и обусловило интенсивное изучение Северной Атлантики и Арктики. Д. Дейвис провел три плавания в поисках северо-западного прохода из Атлантики в Тихий океан, в 1587 г. он открыл пролив, носящий его имя. Г. Гудзон во время экспедиций в арктические части Северной Америки открыл пролив, залив и реку (все носят его имя).

У. Баффин в 1612-1616 гг. совершил экспедицию к берегам Шпицбергена, исследовал Гудзонов залив и море, названное его именем, открыл ряд островов в Канадском Арктическом архипелаге.

Голландский мореплаватель В. Янсзон в 1606 г. открыл Австралию (западное побережье). В 1642 г. А. Тасман открыл остров, названный его именем, первым обогнул Австралию с юга, доказав, что это единый массив суши. Плавая в этом регионе, Л. Торрес открыл южный берег Новой Гвинеи и пролив между нею и Австралией.

Великие географические открытия ознаменовали новую эру в географическом исследовании Земли. Они способствовали росту мировой торговли и колониальной экспансии стран Европы – Испании, Англии Франции, Португалии, Голландии и др. Вслед за первооткрывателями на землю Америки, Азии и Африки, многочисленных островов приходили поселенцы (солдаты, матросы, торговцы, ремесленники, земледельцы, заключенные, рабы и др.), основавшие не только многочисленные города и поселения, но и заложившие основы многих современных государств мира: США, Австралии, Канады, Аргентины, Бразилии и других.

Подводя итог этому достаточно краткому рассмотрению истории миграционного движения населения в период средневековья, необходимо еще раз отметить доминанту религиозных мотивов, лежащих в основе миграций того времени. Но постепенно они стали уступать первенство причинам экономического и политического характера, связанным с процессами становления капитализма и национальных государств в Западной Европе.