Русская философия XVIII - XIX веков

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

- философию эпохи петровских реформ;

- материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича (сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»), В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая.

Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

В 1724 году была основана Российская академия наук. А в 1755 году был основан Московский Университет, в котором сначала существовало три факультета: философский, юридический и медицинский. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). М.В. Ломоносовв философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. Работа А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» является одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли.

Григорий Саввич Сковорода (1722 — 1794) — украинский философ, поэт, педагог, писавший свои работы на традиционном книжном языке, который являлся смесью украинских, русских и древнеславянских элементов. Побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии). Последние тридцать лет Сковорода вел жизнь странствующего мудреца (старчика) путешествуя пешком по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах, на пасеках у друзей помешиков, в слобожанских монастырях. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались, трактаты его передавались в моногочисленных списках из рук в руки. За такой образ жизни Г.С. Сковорода был прозван «русским Сократом».

Историческая философия (историософия) была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основное произведение - «Философические письма» (первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале «Телескоп»). В этом произведении Чаадаевым впервые был поставлен вопрос о роли и месте России в истории человечества. Основные идеи «Философических писем»:

- скептицизм по отношению к прошлому и будущему России;

- подчиненность исторического процесса воле Бога;

- отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью.