Особенности и этапы развития древнерусской философии
Русская религиозная философия, космизм и русский марксизм
Русская философия XVIII - XIX веков
Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Само слово «Родина», «родное» происходит от верховного бога в славянской мифологии, творца Вселенной, распорядителя дождя и грозы, покровителя семьи и дома Рода.
Особенности русской философии:
- стремление к целостному познанию;
- нравственно-антропологический характер;
- эмпирико-сенсуалистический характер;
- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
- специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой).
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
- древнерусская философия IX – XVII вв;
- философия XVIII - XIX вв. в России;
- русская и советская философия XX в.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Русиотносится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от принятия православия на Руси — 988 г. до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от Византии. Для древнерусской мысли характерна переоценка внешнего материального бытия.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
- Иларион (основное произведение - "Слово о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
- Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
- Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы разума, познания).
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. Культурные события повлиявшие на философскую мысль этого периода:
- русская иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев);
- появление книгопечатания в России (И. Федоров) в середине XVI вв.;
- церковный раскол.
Среди видных философов данного периода:
- Сергий Радонежский (XIV в.) - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига (был современником Куликовской битвы);
- Филофей ( XVI в.) — впервые обосновал идеологему «Москва — третий Рим»;
- Максимилиан Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
- Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
- Нил Сорский - духовный лидер нестяжательства (нестяжатели выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам);
- Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон был инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу. Аввакум – духовный вождь расскольников, выступал за сохранение старых обрядов.
Некоторые этические принципы содержит «Домострой» - кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в XVI веке.