Диалектика и метафизика как противоположные концепции развития
Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны все, но понимают его по-разному. Исторически сложились два основных подхода к развитию: метафизический и диалектический.
Одной из характерных особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности.
Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы либо первотолчок (Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса развития – восходящая или нисходящая линия, круговорот. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.
Интересна сама эволюция понятия «метафизика» в истории философии. В середине II века до н. э. Греция была завоевана римлянами. Сочинения античных философов после долгих странствий оказались в Риме. В I веке до н. э. греческий ученый Андроник из Родоса, приводивший в порядок эти сокровища духовной культуры, решил заново переписать рукописи Аристотеля. В своем издании Андроник поместил сначала группу сочинений Аристотеля, относящихся к физике, а вслед за ними – группу трактатов, в которых рассматривались проблемы бытия и познания. Андроник обозначил эту группу сочинений термином «то, что идет после физики». Со временем этим термином стали обозначать вообще все философские учения о началах бытия вещей и их познание, и в самом общем плане можно сказать, что термины «метафизика» и «философия» приобрели статус синонимов, иногда употребляясь в таком значении и сегодня.
☼ Со времени Гегеля сущность метафизического метода раскрывается, с одной стороны, в понимании мира как раз навсегда данного, неизменного, застывшего в круговороте повторения, а с другой стороны, в абсолютизации какой-либо одной стороны предмета или его познания, игнорирования всеобщей связи, существующей в мире. Таким образом, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.
Разновидностями метафизического способа мышления являются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.
Догматизмотрицает прежде всего принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на все времена. В познавательной деятельности такой подход ведет к застою мысли, отрицанию необходимости постоянного и закономерного развития познания.
Релятивизм– абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстрировать, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку ты не вступишь дважды, ибо на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут». Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя вступить и «единожды». В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, поэтому в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды.
Софистика– это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Основным приемом софистики является использование так называемых софизмов. Например, на обвинение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать». В научной и политической деятельности иногда встречаются подобные софизмы.
Эклектика – это соединение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, так как эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего.
Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Пустоту и бесплодность эклектических построений отмечали многие философы начиная от Сократа и Аристотеля. Для эклектики характерны: подмена понятий, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.
ü Прямую противоположность метафизического понимания процесса развития составляет диалектическая концепция развития. Она рассматривает развитие природы, общества и мышления как строго закономерный процесс, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему, как отрицание старого и появление нового. Источником развития является саморазвитие, внутренние противоречия любого вида бытия. То обстоятельство, что развитие всегда приводит в конечном счете к отмиранию старого и возникновению нового, свидетельствует о том, что новое возникает и развивается не случайно, а закономерно. Развитие диалектики понимается как скачкообразный процесс, идущий не по кругу, и не по восходящей либо нисходящей линии, а путем отрицания отрицания, по спирали.