Диалектика и метафизика как противоположные концепции развития

Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны все, но понимают его по-разному. Исторически сложились два основных подхода к развитию: мета­физический и диалектический.

Одной из характерных особенностей метафизической концеп­ции развития является взгляд на природу как на случайное скоп­ление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независи­мых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвиж­ности.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количествен­ные изменения, без качественных скачков, без борьбы противо­положностей, полагая, что источник развития находится вне дан­ной системы. Им является внешний толчок другой системы либо первотолчок (Ньютон). Общая тенденция, направленность про­цесса развития – восходящая или нисходящая линия, кругово­рот. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

Интересна сама эволюция понятия «метафизика» в истории философии. В середине II века до н. э. Греция была завоевана римлянами. Сочинения античных философов после долгих странствий оказа­лись в Риме. В I веке до н. э. греческий ученый Андроник из Родоса, приводивший в порядок эти сокровища духовной культу­ры, решил заново переписать рукописи Аристотеля. В своем из­дании Андроник поместил сначала группу сочинений Аристоте­ля, относящихся к физике, а вслед за ними – группу трактатов, в которых рассматривались проблемы бытия и познания. Андро­ник обозначил эту группу сочинений термином «то, что идет после физики». Со временем этим термином стали обозначать вообще все философские учения о началах бытия вещей и их познание, и в самом общем плане можно сказать, что термины «метафизика» и «философия» приобрели статус синонимов, иногда употребляясь в таком значении и сегодня.

☼ Со времени Гегеля сущность метафизического метода раскры­вается, с одной стороны, в понимании мира как раз навсегда данного, неизменного, застывшего в круговороте повторения, а с другой стороны, в абсолютизации какой-либо одной стороны пред­мета или его познания, игнорирования всеобщей связи, суще­ствующей в мире. Таким образом, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, аб­солютизация того или иного момента в составе целого при рас­смотрении различных проблем, явлений и процессов действитель­ности.

 

Разновидностями метафизического способа мышления явля­ются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.

Догматизмотрицает прежде всего принцип развития. Глав­ным признаком догматизма при решении теоретических и поли­тических проблем является отказ от признания зависимости ис­тины от условий, места и времени. Положения, бывшие истин­ными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застыв­шие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истин­ность на все времена. В познавательной деятельности такой под­ход ведет к застою мысли, отрицанию необходимости постоянно­го и закономерного развития познания.

Релятивизм– абсолютизирует момент изменчивости. Разли­чие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстриро­вать, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку ты не вступишь дважды, ибо на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут». Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя вступить и «единожды». В положении Гераклита момент изменчивости соче­тается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости отрицается и абсолютизируется момент изменчиво­сти. Событие превращается в сплошной поток изменения и исче­зает, поэтому в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды.

Софистика– это сознательное использование для обоснова­ния и доказательства тех или иных положений таких доводов которые по форме выглядят как правильные, а по существу яв­ляются заведомо ложными. Основным приемом софистики явля­ется использование так называемых софизмов. Например, на об­винение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать». В научной и политической деятельности иногда встречаются подобные софизмы.

Эклектика – это соединение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторон­ность эклектики оказывается простой видимостью, так как эк­лектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего.

Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и отно­сительности человеческого познания. Пустоту и бесплодность эк­лектических построений отмечали многие философы начиная от Сократа и Аристотеля. Для эклектики характерны: подмена по­нятий, нарушение принципов целостности, объективности, конк­ретности рассмотрения предметов и явлений.

ü Прямую противоположность метафизического понимания про­цесса развития составляет диалектическая концепция развития. Она рассматривает развитие природы, общества и мышления как строго закономерный процесс, как переход от простого к сложно­му, от низшего к высшему, как отрицание старого и появление нового. Источником развития является саморазвитие, внутрен­ние противоречия любого вида бытия. То обстоятельство, что развитие всегда приводит в конечном счете к отмиранию старого и возникновению нового, свидетельствует о том, что новое возни­кает и развивается не случайно, а закономерно. Развитие диалек­тики понимается как скачкообразный процесс, идущий не по кругу, и не по восходящей либо нисходящей линии, а путем отрицания отрицания, по спирали.