ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

 

1. Движение. Изменение, развитие.

В отечественной философской литературе развитие чаще всего рассматривается как особый вид движения, являющийся предметом диалектики, но иногда развитие отождествляется с процессом лишь качественных изменений материального объекта. Развитие— это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризует­ся направленностью; закономерностями и необратимостью.

Из данного определения видно, что понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие — это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно, является движением; но это не развитие. Не являются развитием и химические реакции, типа окисления. Но, вот изменения, происходящие с течением времени с ново­рожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.

Развитие по своей направленности может быть

прогрессив­ным (переход от низшего к высшему, от простого к сложному)

или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Существуют и другие критерии прогресса и регресса: переход от менее разнообразного к более разнообразному (Н. Михайловс­кий); от систем, обладающих меньшим количеством информации к системам с большим ее количеством (А. Урсул) и др. Естественно, что применительно к регрессу эти процессы будут проходить в об­ратном направлении.

Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие про­грессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций будет преобладать в конкретной ситуации. При всех издержках развития культуры, например, в нем преобладает про­грессивная тенденция. В развитии же экологической ситуации в мире — регрессивная тенденция, которая, по мнению многих изве­стных ученых, достигла критической отметки и может стать доми­нантой во взаимодействии общества и природы.

Возникновение в материальной системе качественно новых возможностей, не существовавших ранее, как правило, свиде­тельствует о необратимости развития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе развития системы качественно иные отношения, структурные связи и функции, в принципе гаранти­руют то, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет.

Для развития характерны также свойства новизны и преем­ственности. Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобре­тает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемствен­ность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации.

Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние дан­ной системы обусловливает саму возможность развития,

Таким образом, можно констатировать, что указанные суще­ственные признаки развития в своей совокупности позволяют вы­делить этот тип изменения из любых других типов изменений, будь то механическое движение, замкнутый цикл или разнонаправлен­ные неупорядоченные изменения в социальной среде.

Развитие не ограничивается сферой лишь материальных явле­ний. Развивается не только материя. С процессом поступательного развития человечества развивается сознание человека, развивает­ся наука, общественное сознание в целом. Причем развитие духов­ной реальности может происходить относительно независимо от его материального носителя. Развитие духовной сферы личности мо­жет опережать физическое развитие человека или, наоборот, от­ставать от него. Аналогичная ситуация характерна и для общества в целом: общественное сознание может «вести» за собой матери­альное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а может тормозить, сдерживать его развитие.

Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно при­суще природе, обществу и сознанию.

Что же побуждает материю к движению и развитию? Что явля­ется источником происходящих в ней изменений? Ответ на эти воп­росы был предметом поиска многих и многих философов.